Обзор беззеркальной камеры Olympus OM-D E-M10 Mark II: младший премиум. Обзор беззеркальной камеры Olympus OM-D E-M10 Mark III, отзывы профессионалов Olympus OM-D E-M10 Mark III: быстрый автофокус, но стоит ли того доплата


Во второй части обзора мы поговорим о начинке камеры - фотосенсоре, затворе, фокусировке и стабилизаторе, оценим шумы и посмотрим на качество картинки и видео.

Фотосенсор

Во всех камерах линейки OM-D используется по сути один и тот же фотосенсор 16 мгпкс формата micro 4/3 (с незначительными вариациями типа фазовых датчиков в E-M1).
Это часто служит поводом для упреков в адрес Olympus. Мол, сколько уже можно делать камеры на одной и той же матрице. С другой стороны, 3.5 года - не такой уж большой период времени, если вспомнить Кэнон, то они часто используют один и тот же техпроцесс сенсоров (причем в равной степени на кропе и ФФ) на протяжении 4-5 лет. Не надо также забывать, что совершенствуется электронная обвязка матрицы, что в некоторых случаях позволяет добиться улучшения по шумам.

Сегодня мы попробуем разобраться, есть ли видимая разница по шумам между тремя последними камерами Olympus - E-M10, E-M5 Mark II и E-M10 Mark II.
Тестовая сцена у нас довольно бесцветная (основная задача сейчас - посмотреть шумы и ДД, а про цветопередачу и так известно, что у Олимпуса она отличная, и у новой камеры в этом плане никаких отличий нет).


Освещение - люминесцентная лампа с CRI >90, прогретая в течение часа после включения.
Объектив - OM Zuiko 50 1.2, f/4.0. Ручная фокусировка.
Мишень Colorchecker в расфокусе намеренно, чтобы было легче оценивать шумы.
Режим съемки - "М", ISO и выдержка устанавливались вручную - 200 (1/13), 400(1/25), 800 (1/50), 1600 (1/100), 3200 (1/200), 6400 (1/400), 12800 (1/800), 25600 (1/1600).
Режим затвора - механический, антишок включен, задержка спуска 12 сек.
Перед съемкой каждого кадра камера выключалась и включалась заново, чтобы полностью исключить "накопление" тепловых шумов.

Конвертация - RPP, профили отключены полностью, баланс белого выставлен вручную 1 раз по 2 серой плашке колорчекера. Контрастная кривая - L*.
Экспокоррекция, шарп и шумодав не применялись.

Посмотрим на кропы со всех трёх камер на основных значениях ISO.



Какие интересные моменты здесь обнаруживаются?

Во-первых, экспозиция кадров с E-M10 чуть-чуть (где-то на 1/5 ступени) выше, чем у E-M10-II и E-M5-II.
Ошибка при съемке? Прогрев лампы? Нет. Правильный ответ - чувствительность сенсора в E-M10 реально выше где-то на четверть ступени.
Если спросить у главного технодрочера по матрицам - DxO - то их графики эту разницу показывают однозначно:


Минутка язвы:
Для меня остается загадкой только одно - зачем называть “ISO 200” реальную чувствительность ISO 100. Мне кажется, что от этого никакой особой выгоды маркетингу нет, только путаница. Ведь выдержки все равно будут соответствовать реальной чувствительности. Опять же, жпеги сильно отличаются от равов, если равы открывать правильным конвертером. В общем, мне кажется, что абсолютно всем производителям камер стоит просто перейти на реальные а не рейтинговые ISO. Там разница-то везде в пределах 1 стопа, а вот оценка шумов получается при сравнениях неадекватная. Да и много других сложностей. Опять же, зачем путать студийщиков, если оказывается, что ISO 200 на самом деле не 200, а 100, и выдержка синхронизации позволяет снимать на более открытых диафрагмах...

Что в итоге?
Всё примерно поровну у трёх камер. В данном тесте старую десятку я бы назвал самой шумной, хотя отличия незначительны. Да и по ДД она чуть проигрывает тоже.
Цветные шумы у E-M10 Mark II на высоких ISO чуть-чуть пониже. Едва заметно. Впрочем, такие отличия бывают даже в разных партиях одной и той же модели камеры, поэтому можно условно считать, что фотосенсор в новой десятке фактически идентичен сенсору в E-M5 Mark II .

“Точку невозврата”, при которой начинают теряться важные детали изображения, я условно отмечу как ISO 6400, выше которого я бы не советовал подниматься. В этом плане очень показателен семпл номер 4, где видно, как с повышением ISO пропадает рифление на кольце объектива. На 3200 фактура еще есть, на 6400 она перестает читаться. Но это в довольно глубоких тенях. В середине и в светах картинка еще более-менее пригодна на ISO 6400, хотя на 12800 уже и в светах появляется основательный песочек.

Давайте отвлечемся от синтетических тестов и 100% кропов и все-таки посмотрим на реальные снимки, сделанные на разных ISO. Кадры обработаны минимально (конвертация в RPP по вкусу, ресайз), шумоподавление не применялось.

ISO 200:

115 mm, f/2.8, ISO 200, по клику - крупнее

ISO 500:


90 mm, f/2.8, ISO 500, по клику - крупнее


ISO 640:



150 mm, f/2.8, ISO 640, по клику - крупнее


ISO 800:


25 mm, f/1.8, ISO 800, по клику - крупнее

ISO 2500:



40 mm, f/2.8, ISO 2500, по клику - крупнее

ISO 3200:



25 mm, f/1.8, ISO 3200, по клику - крупнее


Даже в очень сложных по свету условиях (темно + цветные лампы), Olympus вытягивает отлично. Вот, например, фото из Москвариума. Кто было - тот знает, что там довольно темно, освещение для камеры сложное. Причем, что интересно, в такой ситуации даже камерный жпег ведет себя адекватно. Баланс белого - автоматический. По цвету абсолютно адекватно реальному освещению в этой экспозиции аквариума (посетители подтвердят).



8 mm, f/1.8, ISO 3200, по клику - крупнее


А в раве можно вообще при желании 1 движением руки компенсировать цветной свет, позволив RPP самостоятельно угадать баланс белого, - и увидеть реальный окрас этого товарища:



8 mm, f/1.8, ISO 3200, конвертация в RPP, по клику - крупнее


Шумы при этом конечно же вырастут (слишком большой дисбаланс каналов), но попробуйте в таких условиях снять на любую другую камеру - увидите примерно то же. Впрочем, шумы равномерны, не раздражают и больше походят на пленочное зерно, и, что меня уже много лет радует у Олимпуса - файлы (при своем небольшом весе и 12-битном раве) остаются очень гибкими в обработке. Не лезет кислота, не лезут цветные плюхи, а коэффициенты отдельных каналов можно крутить при этом в разные стороны более чем на ступень.

Что касается детализации в нормальных условиях съемки, то 16 мегапикселей - на мой личный взгляд - очень хорошая цифра. Во-первых, этого разрешения достаточно вплоть для метровых отпечатков, не говоря уже о просмотре на всяких ретина-5К. Во-вторых, малый размер файлов, скорость обработки. Разумное значение дифракции, позволяющее без проблем зажимать диафрагму до f7.1, что по глубине резкости эквивалентно полнокадровым f14 (на той же выдержке - вот несомненный плюс дваждыкропа!)
То есть абсолютно достаточное разрешение для любительской фотокамеры. Еще можно вспомнить мой двухлетней давности, результаты которого (а все же более 300 участников) как бы намекают либо на то, что людям действительно оптимально 16 мгпкс, либо на то, что у меня тут собрались одни дваждыкропщики:)

Взгляните на эти пейзажи, посмотрите на детализацию, на цвет. Посмотрите, как камера справляется с высококонтрастными сценами. И да, все это снято c рук, некоторые кадры - на телевик, на открытой диафрагме. Шарп или шумодав при обработке не применялись. Конвертация в RPP, ресайз в ФШ, наложение копирайта, сохранение как жпег.


12 mm, f/2.8, ISO 200, по клику - крупнее


75 mm, f/2.8, ISO 250, по клику - крупнее


73 mm, f/2.8, ISO 200, по клику - крупнее


40 mm, f/2.8, ISO 200, по клику - крупнее


79 mm, f/2.8, ISO 200, по клику - крупнее


85 mm, f/2.8, ISO 250, по клику - крупнее


25 mm, f/1.8, ISO 200, по клику - крупнее


27 mm, f/5.6, ISO 200, по клику - крупнее

В последнее время стали популярны риторические дискуссии о “прогрессе” сенсоров у других производителей и его “отсутствии” у Олимпуса. К сожалению, у меня нет сейчас на руках нового 20-мгпкс Панасоника, чтобы сравнить его с Олимпусом. Потому что семплы, которые я видел, отличаются шумами. Оно и понятно - покуда нет принципиально нового техпроцесса, наращивать мегапиксели - нет смысла, а понижать шумы - нет возможности (при таком размере ячейки).

Еще у меня есть в запасе один преинтереснейший тест, в котором я решил снять одну и ту же сцену на OM-D E-M10 Mark II и Canon 5D Mark III :) Но этот тестик я вброшу отдельным постом, попозже.

Затвор

Главное отличие новой камеры в том, что она поддерживает электронный (и полностью беззвучный) режим затвора и обеспечивает выдержки до 1/16000 сек. Механически же обе камеры дают минимальную выдержку 1/4000.

Чуть-чуть улучшена серийная съемка (8.5 к/с вместо 8 к/с) и выдержка синхронизации с внешними студийными вспышками (1/250 вместо 1/200).

Мне частно задают вопросы о - явлении, при котором камера испытывает встряску в момент открытия затвора, и эта встряска ухудшает резкость кадра, особенно с телеобъективами.
Этот вопрос я тщательно проверил на новой десятке, и могу сказать, что OM-D E-M10 Mark II не страдает shutter shock, если влючена опция "Antishock 0". То есть на фокусных от 50 мм и выше и на выдержках даже вплоть до 1/15 сек именно шаттер шока не наблюдается. Да, конечно никто не может застраховать вас от смаза из-за тряски рук. Но именно с ТЕХНИЧЕСКИМ явлением shutter shock я не сталкивался уже очень давно (последний раз я видел это на E-M1 с ранней прошивкой). Разумеется, опция антишока и соответствующий режим затвора должны быть включены.
Также не забывайте включить в настройках стабилизацию при серийной съемке.

Автофокус

Olympus при выходе каждой новой камеры и прошивки заявляет улучшения следящего автофокуса, но принципиальную разницу в этом плане я сегодня вижу в основном только на E-M1 - за счет фазовых датчиков. В других камерах c контрастным автофокусом в режимах C-AF и C-AF с трекингом все еще трудновато потягаться с зеркалками.
В то же время, одиночная фокусировка остается очень быстрой и цепкой, а ее точность значительно превышает точность АФ в зеркальных камерах - поскольку в первом случае происходит фокусировка по фактической картинке на матрице, а не по отдельно стоящим датчикам, что требует юстировки (причем как камеры, так и объективов). О том, как работают разные системы автофокуса, я писал в .
В общем, в реальных условиях никаких проблем с одиночной фокусировкой я не заметил. Как и заметных отличий от других камер линейки.

Стабилизация и возможности видеосъемки

С одной стороны, полторы ступени разницы - это не слишком много. И многие тесты показывали, что разница в плавности видео между 3- и 5-осевой стабилизацией не слишком велика.
С другой стороны, если разница есть - о ней следует сказать.

Я провел тест, соединив камеры одним креплением.
Режим стабилизации на E-M10 был M-IS ON, а на E-M10 Mark II - M-IS1. Здесь следует сделать пояснение - на старой десятке в режиме M-IS ON принудительно включается программная стабилизация, поэтому и на новой камере я выставил аналогичный режим M-IS1.

Как видно, именно по стабилизации разницы почти нет, хотя и заметно, что при тряске камеры вперед-назад и при ходьбе (сюжет с лампой) марк 2 держит картинку чуть лучше.
Возможно, здесь будут какие-то улучшения в грядущих прошивках.

Помимо этого, детализация видео на новой камере на порядок лучше, и меньше заметен роллинг-шаттер (хотя там и там он пренебрежимо мал). Также более адекватен динамический диапазон (настройки стиля изображения использовались одинаковые).

К слову о качестве видео.
В новой камере повышен битрейт видеопотока (при качестве Super Fine это более 50 мегабит), усовершенствованы кодеки (H.264, AVC).
Появился полный набор частот кадров, включая классические киношные 24 fps и очень полезные 60 fps (которые можно потом замедлить в 2.5 раза, получив 24 fps). Кстати сказать, режим замедленного или ускоренного видео также можно включить и непосредственно в меню камеры в виде множителя скорости, а не в виде fps.
Появился вариант сжатия ALL-I, при котором все кадры видеопотока являются ключевыми. Битрейт при этом достигает 77 мегабит (этот режим работает только для частот кадров 24-25-30). Такая настройка кодека более "дружественна" для видеоредакторов и дает ощутимо более качественную картинку на статичных сценах.
Я проверил запись видео, и на всех моих флешках 10 класса оно работает нормально, поэтому имеющиеся карточки менять не придется.

К обзору я смонтировал небольшой ролик, который показывает возможности камеры (хотя и без особой смысловой нагрузки):

И да, я попробовал режим 120 к/с. Как я уже говорил, он скорее номинальный (малое разрешение, нет звука), однако любителю (у которого еще нет айфона с 120 к/с 720p) будет интересно поэкспериментировать. Думаю, что на телевизоре при домашнем просмотре эти видео будут выглядеть вполне приемлемо. Но не более того. Ведь разрешение роликов - всего 640х480 (VGA). Частота кадров в файле - 30 fps (видео сохраняется уже замедленным в 4 раза при фактической скорости записи 120 fps).

Не смейтесь:) Пройдет немного времени - и Олиспус выпустит камеру с очень продвинутым видео. Там будет и 4К, и 120 к/с в FullHD, и всё, что хочешь. Но на это нужно время, а пока что посмотрим на эти 120 к/с как на своего рода "тренировку" :) Не забывая, что в режиме FullHD камера выдает вполне пристойную картинку.

Выводы:

Качество изображения, стабилизации и видео на E-M10 Mark II не отличается принципиально от E-M5 Mark II (за исключением режима 40 мгпкс).
Если же сравнивать с предыдущей моделью (E-M10), то стало чуть-чуть меньше шумов, а видео заметно улучшилось (появился полноценный набор частот кадров и хороший битрейт).

Теперь нам остается разобраться, как работает брекетинг по фокусировке. А также будет парный тест-холивар "E-M10 Mark II против Canon 5D Mark III".

Olympus OM-D E-M10 Mark II – беззеркальная камера со сменными объективами стандарта Микро-4/3. Модель является младшей в линейке Olympus OM-D и приходит на смену OM-D E-M10. Пятиосевая стабилизация изображения (эффективностью до четырех экспоступеней), процессор TruePic VII, встроенная вспышка и ЭВИ разрешения 2.36 Мточек, поворотный сенсорный монитор, видеосъемка Full HD 1080@60/50/30/25/24p, режим съемки тайм-лапс в разрешении 4К, а также совершенно новый режим – брекетинг по фокусировке.

Полное официальное наименование модели звучит так: Olympus OM-D E-M10 Mark II, однако я для краткости буду называть камеру также OM-D E-M10 Mark II, или OM-D E-M10 II или даже просто E-M10 II.

  • Цельнометаллический корпус; компактная, прочная и легкая конструкция.
  • Матрица LIVE MOS разрешения 16 Мп формата 4/3 (17.3х13.0 мм).
  • Улучшенная пятиосевая система оптической стабилизации на сдвиге матрицы (работающая и при фото-, и при видеосъемке), с автоматическим распознаванием оптимального режима с учетом панорамирования (S-IS Auto).
  • Двухъядерный процессор TruePic VII.
  • Сенсорный монитор с диагональю 3″, разрешения 1.04 Мточек формата 3:2, поворотный по одной оси.
  • Возможность работы дисплея в режиме «Тачскрин АФ» – вы смотрите в видоискатель, а точку фокусировки указываете на дисплее.
  • Встроенный электронный OLED-видоискатель (ЭВИ) высокого разрешения 2360000 точек с датчиком глаза и со 100% полем обзора.
  • Возможность перевода ЭВИ в режим «Симуляции оптического видоискателя» (при этом вводимая экспокоррекция и другие настройки отображаются сразу на основном мониторе, но не в ЭВИ).
  • Диапазон чувствительности от ISO200 (с расширением ISO100) до ISO25600.
  • Короткие выдержки от 1/4000 секунды (и от 1/16000 с электронным затвором).
  • Серийная съемка до 8.5 кадр/с.
  • Автофокус с 81 зонами (9х9), с выбором групп, распознаванием лиц и ближнего глаза.
  • Улучшенный по сравнению с E-M10 режим непрерывного автофокуса C-AF.
  • Функция пикинга при ручной фокусировке (оконтуривание объектов, которые в фокусе).
  • Новая функция брекетинга по фокусу (Focus BKT), с настройкой количества кадров и величины сдвига плоскости фокусировки.
  • Сюжетные программы и эффекты художественной обработки «Арт-фильтры» (два новых по сравнению с E-M10 – Винтаж и Частичный цвет).
  • Коррекция перспективных искажений «на лету».
  • Видеосъемка в разрешении Full HD 1080@60/50/30/25/24p, формат ALL-I с потоком 77 Мб/с (при 30/25p), IPB с потоком 52 Мб/с. Опции ускоренной и замедленной видеосъемки.
  • Запись стереозвука при видеосъемке.
  • Интервальная съемка с возможностью склейки тайм-лапс видеороликов.
  • Разъем для подключения внешней вспышки и других аксессуаров.
  • Встроенный Wi-Fi для дистанционного управления и передачи файлов на внешние устройства.
  • Габаритные размеры (по данным производителя, корпус без выступающих частей): 119.5×83.1×46.7 мм.
  • Вес: 390 г (с аккумулятором и картой памяти).

Одной из самых сильных сторон беззеркальных системных камер Olympus я считаю великолепную систему стабилизации изображения. Стабилизатор в камере OM-D E-M10 Mark II улучшен по сравнению с предыдущей моделью E-M10, вместо «трехосевой» система стабилизация стала «пятиосевой» и обеспечивает компенсацию до четырех экспоступеней. Причем работает стабилизатор как при фотосъемке, так и при записи видео (во втором случае в сочетании с электронной стабилизации картинки).

Для удобства сравнения совместим в одной таблице важнейшие характеристики трех камер Olympus OM-D – предыдущей E-M10, новой E-M10 Mark II, а также старшей модели E-M5 Mark II. Зеленым цветом отмечены выигрышные моменты, выделяющие одну из моделей, красным – относительные недостатки.

Камера Olympus OM-D
Матрица

16 Мп
Live MOS

16 Мп
Live MOS

16 Мп
Live MOS

Процессор
Стабилизация изображения 3-осевая
(3 EV)
5-осевая
(4 EV)

5-осевая
(5 EV)

Электронный затвор Нет Да
Минимальная выдержка 1/4000 c

1/4000 с
(1/16000 с электронным затвором)

1/8000 с
(1/16000 с электронным затвором)

Диапазон ISO 200-25600 200-25600
(с расширением 100-25600)

200-25600
(с расширением 100-25600)

Монитор

1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный

1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный

1.04 Мточек
3″
LCD
Вращающийся
Сенсорный

Встроенный
электронный
видоискатель
1.44 Мточек
LCD
0.58x
2.36 Мточек
OLED
0.62x

2.36 Мточек
OLED
0.74x

Режим тачпэд АФ Нет Есть
Серийная съемка 8 кадр/с 8.5 кадр/с

10 кадр/с

Встроенная вспышка Есть Есть
Видеосъемка Full HD
1080@30p
Full HD
1080@60/50/30/25/24p

Full HD
1080@60/50/30/25/24p

Тайм-лапс 4К Нет Есть (5 кадр/с)
Микрофонный разъем Нет Нет

Да

Брекетинг по фокусировке
Нет Да Нет
Защищенное исполнение Нет Нет

Да

Габаритные размеры

119 x 82 x 46 мм

120 x 83 x 47 мм

124 x 85 x 45 мм

Вес 400 г 390 г

Очень интересной мне представляется новая функция брекетинга по фокусировке (Focus BKT), которая появилась в E-M10 Mark II. Суть ее в том, что камера по нажатию кнопки спуска делает не один снимок, а несколько, последовательно смещая плоскость фокусировки от кадра к кадру, как бы «пробегая» по снимаемому объекту в объеме. При этом можно настраивать как количество кадров в брекетинг-серии, так и величину сдвига фокуса от кадра к кадру.

Olympus OM-D E-M10 Mark II поступит в продажу в середине сентября 2015 в серебряном и черном цветах. Основным вариантом комплектации будет камера с объективом M.Zuiko Digital ED 14-42/3.5-5.6 EZ (стоимостью 47999 рублей), также будет доступен вариант камеры без объектива (стоимостью 39990 рублей).

Камера, о которой пойдёт речь в этой статье, — самая новая в линейке беззеркальных камер OM-D, хотя уже и не новинка. Мы решили протестировать её, чтобы не упускать эту важную модель из поля зрения. Она относится к третьему поколению младшей модели E-M10. Её неоспоримое достоинство — лёгкость и компактность, особенно в комплекте с китовым зум-объективом типа «блинчик». Такой форм-фактор отлично подходит для съёмки в путешествии, на городской прогулке или загородном пикнике. Если же потребуется, на камеру можно поставить практически любую оптику, причём не только фирменную.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 12‑40mm f/2.8 PRO Установки: ISO 6400, F5.6, 1/50 с, 24.0 мм экв.

Olympus OM-D E-M10 Mark III оснащена сенсором с тем же разрешением 16 Мп, что и многие более дорогие модели линейки, в ней стоит процессор последнего поколения, она умеет снимать 4К-видео. Однако стоимость начального уровня обычно не просто так меньше, здесь предполагается сокращённый набор функций и технического оснащения. Интересно будет узнать, каковы эти ограничения в данной модели, сказались ли они на качестве съёмки и насколько сильно.

Дизайн, эргономика, управление

В конструкции E-M10 MARK III сочетаются металл и композитные материалы, но корпус ощущается как монолитный, он отлично собран. Несмотря на совсем небольшой выступ спереди, в руке камера лежит надёжно и комфортно, её не боишься выронить. В выключенном состоянии, когда на ней стоит китовый зум-объектив M.Zuiko Digital ED 14‑42mm 1:3.5‑5.6 EZ Pancake, аппарат имеет практически карманный размер (конечно, если это карман куртки). При его включении объектив выезжает вперёд примерно на 25 мм.

Модель E-M10 Mark III выпускается в двух традиционных для беззеркалок Olympus вариантах: в полностью чёрном корпусе, строгом и не привлекающем внимания, и в нарядном классическом серебристо-чёрном, в комплекте с которым идёт серебристый объектив.

3-дюймовый ЖК-экран имеет разрешение 1,04 млн точек, что даёт возможность комфортно кадрировать сюжет и довольно точно оценивать качество картинки. Он способен наклоняться вниз на 45 градусов, а вверх — на 100, что позволяет немного отодвинуть его от корпуса и получить горизонтальное положение. Такая подвижность экрана обеспечивает комфортную съёмку на разной высоте — и от уровня земли, и от пояса, и при удерживании камеры над головой.

Экран у E-M10 Mark III сенсорный, благодаря чему становятся удобными многие функции. Так, при просмотре отснятого материала снимки можно листать и масштабировать, при настройке камеры — касанием выбирать параметры в быстром меню, фильтры и особые функции, а при съёмке — выбирать зону автофокуса, фокусироваться и снимать касанием экрана в нужном месте.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 6400, F3.5, 1/60 с, 28.0 мм экв.

Последнее можно делать в том числе незаметно, «от пуза», повернув экран в горизонтальное положение.


Второй способ кадрирования — через электронный видоискатель с не самым высоким для сегодняшнего дня разрешением 2,36 млн точек и диоптрийной коррекцией. В него выводится вся та же информация, что и на ЖК-экран: сразу видно влияние настроек, показаны основные параметры съёмки, можно вывести вспомогательные инструменты (сетку, электронный уровень, гистограмму, фокус-пикинг).


Аппарат OM-D E-M10 Mark III оснащён встроенной вспышкой. Она расположена над объективом, поднимается и убирается вручную. Для её поднятия используется рычажок включения питания, а для опускания — нажатие пальцем сверху.



E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 800, F4, 1/60 с, 15.0 мм экв.

Как и во многих компактных фотокамерах, здесь используется совмещённый отсек для аккумулятора и карты памяти. Штативное резьбовое гнездо расположено недостаточно далеко от его крышки — другого габариты камеры не позволяют. Поэтому при съёмке со штатива отсек будет заблокирован штативной площадкой.


На верхней панели корпуса большинство органов управления расположено справа, в зоне действия правой руки: диск выбора режима съёмки, кнопка спуска, два управляющих колеса, кнопка включения видеозаписи и перепрограммируемая функциональная кнопка Fn2. Рычажок включения питания находится слева, поэтому включить камеру, удерживая одной рукой, никак не получится. Там же находится кнопка быстрого доступа — в зависимости от режима съёмки она открывает контекстное меню с настройками, список фильтров, сюжетных программ и другое.


В автоматическом режиме эта кнопка вызывает функцию советов по съёмке. Она очень пригодится начинающим фотографам, которые пока ещё не знают, как скорректировать яркость и цветопередачу, размыть фон, заморозить движение.

Ещё одна перепрограммируемая кнопка — Fn1 — находится над упором для большого пальца. Все остальные органы управления камерой расположены на задней панели. Их функции заданы жёстко.


Как и в старших моделях семейства OM-D E-M, самые важные настройки регулируются двумя управляющими дисками. Один из них совмещён с кнопкой спуска затвора.

Функции, настройки, интерфейсы

Сюжетные программы

Камера предлагает шесть основных сюжетных программ, каждая из которых имеет несколько более точных вариантов, наилучшим образом подходящих для типовых съёмочных ситуаций.

Фильтры эффектов

Придать снимкам необычный вид прямо в процессе съёмки помогут фильтры эффектов, доступные в положении ART селекторного диска.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 2500, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 2500, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв.

Расширенный режим фотосъёмки

Камера предлагает расширенный режим фотосъёмки, в котором собраны несколько творческих функций. Для доступа к нему выделена отдельная позиция AP на диске выбора режимов. Cписок включает следующие функции: Live Comp (коллаж в реальном времени), Live Time для съёмки фейерверков и ночных пейзажей с очень длинными выдержками, мультиэкспозиция (два кадра), HDR, съёмка без звука, панорама, коррекция перспективных искажений, брекетинг по экспозиции и по фокусу.

Интерфейсы

Интерфейсов у нашей камеры всего два — micro-HDMI и micro-USB. Они расположены под гибкой заглушкой на правом торце корпуса. Интерфейс micro-HDMI позволит вывести фотоизображения и видео на большой ТВ-экран. USB-порт можно использовать для подключения к компьютеру или принтеру, а также для обновления прошивки камеры и объектива. К сожалению, подзарядить через него аккумулятор не получится.


E-M10 Mark III ориентирована на любительскую съёмку. Об этом говорит отсутствие микрофонного входа и выхода на наушники, что не позволит записать звук при видеосъёмке со студийным качеством и на слух контролировать процесс записи. Для аудиозаписи предусмотрены только стереомикрофоны, встроенные в верхнюю панель.

Камера в работе

Сначала поговорим о готовности камеры к съёмке и других скоростных показателях. Время включения у камеры — в пределах одной секунды, за которую также успевает выдвинуться китовый зум-объектив. Задержки срабатывания затвора не ощущается вовсе.

Фокусировка


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 12‑40mm f/2.8 PRO Установки: ISO 200, F5.6, 1/200 с, 68.0 мм экв.

В Olympus OM-D E-M10 Mark III применяется автофокусировка контрастного типа. Область фокусировки покрывает почти всю площадь кадра и разбита на 121 (11 х 11) зону. Кроме варианта с использованием всех зон, также предусмотрена фокусировка по группе из девяти зон (3 х 3) и по одной зоне АФ. В этих двух вариантах область можно перемещать в нужное место при помощи навипада или касанием экрана.

Автофокусировка в большинстве случаев выполняется быстро и точно. Это справедливо и для дневной съёмки на улице, и для хорошо освещённых помещений, и для концертной съёмки.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 1250, F4.9, 1/160 с, 178.0 мм экв.

Исключением являются либо ситуации с очень слабым освещением, когда у объекта не читаются контрастные детали, либо когда и у объекта съёмки, и у заднего плана есть одинаково контрастные детали. Например, при съёмке зонтиков засохших растений на фоне деревьев система автофокуса испытывала затруднения, но стоило перевести рамку АФ на стебель на фоне снега — и растение в кадре мгновенно стало резким.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 200, F5.6, 1/500 с, 184.0 мм экв.

Хорошо и точно фокусируется камера при съёмке крупным планом.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 1600, F5.6, 1/30 с, 28.0 мм экв.

Сенсор изображения достаточно большой, чтобы эффективно размывать фон (при использовании китового «блинчика» он остаётся читаемым и узнаваемым) и получать малую глубину резкости.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 400, F5.6, 1/40 с, 42.0 мм экв.

Серийная съёмка

Серийная съёмка выполняется в двух режимах: быстрая и медленная. В первом случае скорость примерно 8,6 кадров/с, во втором — 4,8 кадров/с. Здесь нужно помнить про одно важное ограничение: при использовании высокоскоростного режима фокусировка, баланс белого и экспозиция выставляются по первому снимку серии. То есть такая серийная съёмка позволит заснять фазы движения объекта, который находится от фотографа примерно на одном расстоянии. Но если дистанция до него постоянно меняется, то резкими получатся не все кадры, а только те, которые уложатся в глубину резкости. Поэтому имеет смысл снимать на прикрытой диафрагме.

В нашем примере со стремительной лыжницей, снятой серией с высокой скоростью при диафрагме f/5,6, относительно резкими получились только первые три кадра.

Буфер памяти

Для успешной серийной съёмки требуется достаточно большой буфер памяти. В технических характеристиках E-M10 Mark III приводятся данные замеров при использовании карты памяти стандарта SDHC UHS-II. В этом случае можно записывать снимки в JPG до заполнения карты памяти, а в RAW — до 22 снимков без снижения скорости. Отметим, что поддержка таких карт — это профессиональная функция.

Мы провели свои замеры с более распространённой картой SDHC UHS-I Class 3, поддерживающей скорость записи до 40 МБ/с, снимая циферблат электронных часов.

E-M10 Mark III / OLYMPUS M.14-42mm F3.5-5.6 EZ Установки: ISO 800, F3.5, 1/60 с, 28.0 мм экв.

В нашем случае без снижения скорости серийной съёмки (8,6 кадров/с) получалось сделать 37 снимков в JPG, затем скорость снижалась до 5−6 кадров/с. RAW-версий снимков при сохранении скорости записывалось 10, потом она падала до 2 кадров/с. При записи снимков сразу в JPG и RAW получалось сделать быструю серию из 9 снимков, после чего скорость также становилась равной 2 кадрам/с. То есть при использовании современной быстрой карты и при съёмке в JPG получится фиксировать фазы довольно продолжительного динамичного события.

Автономность

Производитель заявляет про возможность снять до 330 кадров на одном заряде штатной батареи BLS‑50, если в 50% снимать при кадрировании по ЖК-экрану (Live View) и использовать стабилизатор изображения. На практике эти данные подтвердились на вечерней фотосессии, где я снимал, практически всё время пользуясь экраном. Впрочем, надо помнить, что если держать камеру на морозе, то ёмкость аккумулятора быстро снижается. Лучше иметь запасной аккумулятор в тёплом кармане, а если вы отправляетесь в долгое путешествие, то и пара-тройка аккумуляторов не будут лишними.

Практическая съёмка

Вечерняя съёмка в городе

Праздничная иллюминация предновогоднего города — прекрасный повод сделать много хороших снимков и заодно проверить ряд функций камеры.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 800, F4, 1/60 с, 28.0 мм экв.

Авторежим и специальные функции

Сначала я, как большинство фотографов-любителей, поставил диск режимов в положение «Авто» и начал снимать, не задумываясь о настройках.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 2000, F5, 1/60 с, 25.0 мм экв.

Автоматика правильно выбирает экспозицию и неплохо — баланс белого в условиях сложного освещения, но перестраховывается, выставляя достаточно короткие выдержки, чтобы гарантированно исключить смазы. Из-за этого, конечно, повышает ISO, что неизбежно увеличивает шумность картинки. Так, для обеспечения выдержки 1/60 секунды камера выставила ISO 2000, и на ночном небе проявился довольно заметный цифровой шум. Часто автоматика задирает светочувствительность и до 4000−5000, если её не ограничивает в этом настройка Auto-ISO.

Есть ли у аппарата какая-то несложная функция, позволяющая делать ночные снимки более высокого качества? Да! Это один из вариантов сюжетной программы «Ночная съёмка» — «Съёмка с рук».

В отличие от других вариантов программы, этот позволяет не применять штатив. Камера делает серию снимков и объединяет их в один результирующий снимок с более высоким качеством, чем любой из одиночных. Даже при использовании того же ISO, что и в авторежиме, эта программа выдаёт гораздо более аккуратную картинку, практически без цифрового шума и с хорошей детализацией.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 2000, F4.6, 1/60 с, 50.0 мм экв.

Надо отдать должное автоматике: когда света довольно много, авторежим выдаёт картинку, почти не уступающую полученной в программе «Съёмка с рук».

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 500, F3.5, 1/60 с, 14.0 мм экв.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 400, F3.5, 1/60 с, 14.0 мм экв.

Ещё одна проблема ночной съёмки — запредельно высокий контраст, вызванный очень ярким освещением. Тут может пригодиться ещё одна специальная функция — HDR. При её использовании камера тоже выстреливает серию и собирает информацию в финальный снимок. Восстановить информацию в самых светлых участках HDR способен, но иногда потом хочется поработать с цветопередачей — она получается более сдержанной, чем в авторежиме.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 1250, F5, 1/60 с, 25.0 мм экв.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 200, F4.7, 1/13 с, 50.0 мм экв.

Стабилизация изображения

Беззеркальные камеры Olympus славятся своей встроенной системой стабилизации, основанной на сдвиге матрицы. В модели OM-D E-M10 Mark III она пятиосевая, то есть компенсирует вертикальные и горизонтальные колебания камеры, а также её наклоны и повороты вокруг осей.

Реальное преимущество такой системы лучше всего ощущаешь как раз во время вечерних и ночных съёмок. Ради снижения цифрового шума опытные фотографы снимают в ручном режиме на длинных выдержках, чтобы снизить значение ISO практически до минимума. Хороший стабилизатор позволяет делать это без штатива, снимая с рук. Проверим наш.

Я начал снимать камерой в комплекте с китовым зум-объективом в первый раз на безопасных выдержках, а дальше постепенно делал их всё длиннее.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 1600, F5, 1/25 с, 132.0 мм экв.

Быстро стало понятно, что выдержку ⅛ секунды легко можно использовать на любых фокусных расстояниях китового «блинчика».


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 1000, F5.6, 1/8 с, 28.0 мм экв.

Осмелев, я стал дальше удлинять выдержку, стараясь достичь такого значения, при котором для съёмки хватит значения ISO 100. И такой выдержкой оказалась целая секунда! Конечно, чтобы получить чёткие снимки на такой выдержке, нужно было как следует сосредоточиться.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 100, F8, 1 с, 74.0 мм экв.

Впрочем, если снимать с нестандартным ракурсом, например снизу вверх, удерживая камеру на уровне пояса, то лучше немного подстраховаться и взять выдержку покороче, скажем, ¼ секунды.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 200, F6.3, 1/4 с, 28.0 мм экв.

Если же вернуться к рекордному значению выдержки в одну секунду, то получается, что при съёмке на не слишком больших фокусных расстояниях эффективность системы стабилизации достигает 5 ступеней экспозиции!

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 1600, F5.6, 1/5 с, 20.0 мм экв.

Качество фотосъёмки

В модели Olympus OM-D E-M10 Mark III применяется сенсор изображения Live MOS форм-фактора 4/3” (Four Thirds) с 16,1 млн эффективных пикселей и стандартным байеровским цветным фильтром. В паре с сенсором работает процессор самого последнего поколения — TruePic VIII.

Баланс белого и экспозицию камера, как правило, выставляет корректно — нет необходимости выбирать пресет для первого параметра и вводить коррекцию для второго. Достаточно выбрать в настройках автобаланс белого и мультизонный (ESP) метод экспозамера.

Для полноты картины с качеством фотоизображения рассмотрим результаты нашей традиционной съёмки при разных ISO, а затем оценим динамический диапазон камеры.

Цифровой шум и ISO

При нижнем значении светочувствительности, которое доступно автоматике камеры — ISO 200 — вполне ожидаемо получаем картинку без какого-либо намёка на цифровой шум.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 200, F8, 1/25 с, 74.0 мм экв. Cкачать RAW

На ISO 400 картина практически такая же, а вот при ISO 800 в средних тонах начинают появляться признаки яркостной составляющей шума. Но в остальном изображение не вызывает каких-то нареканий.

При значении ISO 1600 в тех же средних тонах, обычно самых проблемных с точки зрения цифрового шума, появляются и первые признаки его цветовой составляющей. Но в остальных областях сохраняется гладкость тонов, высокая детализация и правильная цветопередача. Такие картинки можно печатать на форматах до А3+. При значении 3200 в монотонных областях шум усиливается незначительно, но начинает потихоньку «съедать» мелкие, не очень контрастные детали. Значение ISO 3200 стоит считать максимальным для печати на формате А3.

При ISO 6400 в монотонных областях шум немного усиливается, начинают снижаться насыщенность ярких цветов и размываться контрастные детали. Это значение всё ещё подойдёт для печати на А4. При ISO 12800 все перечисленные процессы деградации усугубляются, но картинку ещё вполне можно использовать для онлайн-публикаций, если уменьшить разрешение. На ISO 25600 картинка из-за сильного цифрового шума выглядит очень грязной и рыхлой, использовать это значение можно только в безвыходной ситуации, когда не удаётся получить нужную экспозицию другими настройками.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 6400, F8, 1/1000 с, 74.0 мм экв. Cкачать RAW

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 12800, F8, 1/1600 с, 74.0 мм экв. Cкачать RAW

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 25600, F8, 1/3200 с, 74.0 мм экв. Cкачать RAW

Динамический диапазон

Благодаря наличию RAW-версий некоторых проблемных снимков, в процессе их конвертации были оценены возможности расширения динамического диапазона.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 200, F5.6, 1/125 с, 40.0 мм экв.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 200, F5.6, 1/125 с, 80.0 мм экв.

В результате обработки стало ясно, что из теней удаётся вытянуть детали, повышая экспозицию примерно на 2,7 EV.

Работа с ещё одним недоэкспонированным снимком, сделанным уже на ISO 1600, показала, что и в этом случае можно при RAW-конвертации получить приличный результат.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 1600, F8, 1/8 с, 24.0 мм экв.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 1600, F8, 1/8 с, 48.0 мм экв.

При съёмке со встречно-боковым солнечным светом был получен сильный засвет, из-за чего снизился контраст в правой части снимка, потеряны детали в облаках.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 12‑40mm f/2.8 PRO Установки: ISO 200, F5.6, 1/640 с, 12.0 мм экв.

Результат обработки RAW-версии с настройками Exposure -0,5, Contrast +25, Highlights -100, Shadows +100.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 800, F8, 1/8 с, 28.0 мм экв.

При работе с пересвеченными снимками у камеры есть приличный запас в светах, и он даже немного больше, чем в тенях — до 3 EV.

Баланс белого

При дневной съёмке никаких проблем с получением правильного баланса белого не возникает.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 200, F5.6, 1/800 с, 108.0 мм экв.

Правильно передаются и холодные, и тёплые тона снимаемых сцен.


E-M10 Mark III / Olympus Body Cap Lens 9mm f/8 Fisheye Установки: ISO 200, F8, 1/100 с, 18.0 мм экв.

Немного усилить их помогает стиль изображения i-Enchanced — часто можно обойтись без дополнительной обработки в фоторедакторе.


E-M10 Mark III / Olympus Body Cap Lens 9mm f/8 Fisheye Установки: ISO 200, F8, 1/250 с, 18.0 мм экв.

При искусственном свете автоматика часто оставляет в JPG чересчур тёплую цветопередачу.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 1000, F4, 1/60 с, 28.0 мм экв.

Например, на площади Охотного ряда я обнаружил несколько домиков Бюро путешествий, в одном из которых удалось сделать интересный портрет при тусклом свете ламп накаливания. Автоматика оставила слишком много жёлтого, но после открытия в конвертере RAW-версии снимка достаточно было выбрать опцию «Авто» для баланса белого — и результат получился очень хороший. Осталось немного подправить насыщенность и контрастность. Установки: ISO 1600, F2.8, 1/25 с, 90.0 мм экв.

Видео и беспроводные возможности

Видеосъёмка

Максимальное качество видео, которое предлагает E-M10 Mark III — разрешение 4К (3840 x 2160 точек) и частота 30 кадров/с. Выглядит такое видео прилично, картинка чёткая, плавная и без рывков.

Скачать в оригинальном качестве

При установке разрешения Full HD (1920 х 1080 точек) частоту кадров можно поднять до 60. Но даже на Full HD мониторе виден проигрыш по разрешению в сравнении с 4К-видео.

Скачать в оригинальном качестве

При видеосъёмке работает стабилизация, причём есть вариант как только со сдвигом матрицы, так и с дополнительной цифровой стабилизацией. Даже при достаточно быстрых движениях камеры картинка меняется плавно, без рывков. Можно не бояться испортить ролик из-за дрожания рук или случайного резкого перемещения камеры.

Скачать в оригинальном качестве

Беспроводные соединения

Камера оснащена модулем Wi-Fi, который обеспечивает простое и удобное прямое соединение с мобильными устройствами. Для начала работы с камерой на них необходимо установить бесплатное мобильное приложение Olympus Image Share. На камере после команды «Подключение к смартфону» включается Wi-Fi модуль и она переходит в режим точки доступа.


После подсоединения смартфона в приложении Olympus Image Share становятся доступны такие функции, как удалённое управление съёмкой, импортирование снимков из камеры и их редактирование, загрузка инструкции и добавление геотегов.

Стоит отметить, что при управлении съёмкой со смартфона приложение предоставляет фотографу максимальные возможности. Оно позволяет фокусироваться по экрану и не только менять основные параметры съёмки, такие как выдержка, диафрагма, ISO и экспокоррекция, но даже выбирать режим съёмки и применять фильтры эффектов.

Выводы


Итак, работа с камерой Olympus OM-D E-M10 Mark III в течение месяца и анализ полученных результатов позволяют сделать определённые выводы. Это очень хорошая камера для ежедневной съёмки и запечатления всех интересных моментов в путешествии. Особо отметим, что это справедливо для тех фотографов, кто придаёт важное значение комфорту, а значит — весу и размерам камеры и сменной оптики.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 1250, F4.9, 1/160 с, 184.0 мм экв.

Модель E-M10 Mark III выдаёт очень приличное качество снимков, особенно если немного разобраться в настройках и начать использовать умные функции, такие как ночная съёмка с рук или HDR. Если же освоить возможности камеры как следует и пользоваться ручными настройками в сочетании с высокоэффективной системой стабилизации, то можно получать качественные снимки даже в сложных условиях освещения.

Конечно, тягаться с полнокадровыми многомегапиксельными фотоаппаратами в области качества этой малышке не под силу. Но она даст им фору по комфорту съёмки в путешествии налегке. Камера небольшая и лёгкая, особенно со штатным зум-объективом M.Zuiko Digital ED 14‑42mm 1:3.5‑5.6 EZ Pancake. В арсенале Olympus есть и немало других компактных и лёгких объективов, которые идеально подойдут к нашей модели. Напомню, что Olympus OM-D E-M10 Mark III — камера начального уровня по позиционированию в линейке. Поэтому она лишена некоторых профессиональных возможностей. Здесь отсутствуют интерфейсы для качественной аудиозаписи, применяется контрастная (а не гибридная) автофокусировка. При серийной съёмке с высокой скоростью фокусировка выполняется только по первому кадру. Но предъявлять повышенные требования к камере со стоимостью около 40 тысяч рублей (не забудем про курс рубля) будет неправильно.

Плюсы:

  • красивый дизайн, две расцветки;
  • эргономичный, лёгкий и компактный корпус;
  • высокое качество фотоснимков до ISO 3200;
  • удобное сенсорное управление;
  • высокоэффективная система стабилизации;
  • поддержка карт памяти SDHC UHS-II;
  • работа практически с любой сменной оптикой.

Минусы:

  • контрастная система автофокуса, а не более эффективная гибридная;
  • не поддерживается следящая фокусировка при серийной съёмке с высокой скоростью;
  • отсутствуют интерфейсы для качественной аудиозаписи;
  • не реализована подзарядка через USB-интерфейс.

25 августа стало датой всемирного анонса пятой по счёту камеры в ряду псевдозеркальных системных камер Olympus OM-D, а именно модели E-M10 Mark II (в актуальном ассортименте она стала четвёртой). После официальной презентации в пресс-центре МИА «Россия сегодня», которая прошла во второй половине дня, уже после официального объявления о новой камере, российское представительство Olympus предоставило приглашённым журналистам и блогерам возможность испробовать новинку в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького.

Камеры и оптика ждут своих испытателей.

Испытательный комплект

Для полевых экспресс-испытаний ваш покорный слуга ловко ухватил один экземпляр новой камеры в серебристо-чёрном исполнении (впрочем, понятно, к качеству съёмки внешняя отделка корпуса отношения не имеет) и пару объективов: отличный широкоугольный зум M.Zuiko Digital ED 9-18 мм f/4-5,6 c эквивалентным фокусным расстоянием 18-36 мм и просто превосходный телевик M.Zuiko Digital ED 75 мм f/1,8 (150 мм). На всякий пожарный случай в запасе у автора также имелся универсальный олимпусовский суперзум 14-150 (28-300) мм первого выпуска.

Из полного заряда батареи коллеги-журналисты и блогеры израсходовали самую малость, покрутив камеру в руках не более десяти минут, прежде чем она прилипла к моим рукам. Я вставил в камеру предусмотрительно захваченную с собой скоростную карту памяти, проверил настройки - для первого теста мне прежде всего требовалось полное разрешение и высокое качество JPEG - и мы отправились через Крымский мост в ЦПКиО.

Внешний вид

Честно говоря, я не очень понял, почему производитель принял именно такое решение - назвать новинку „второй «десяткой»“; отличия от старой (ну, как старой, всего-то примерно годовалой) модели E-M10, как говорится, бросаются в глаза. Здесь не тот случай, когда внешне очередной «марк» отличается от прежней версии только новым или дополнительным шильдиком.


OM-D E-M10 Mark II с фишаем M.Zuiko Digital ED 8 мм f/1,8 PRO.

Сразу бросается в глаза, что диск переключения режимов съёмки «переехал» на правую (с точки зрения фотографа) сторону от кожуха видоискателя и встроенной вспышки. Левую площадку занял поворотный выключатель, также выполняющий функцию активатора встроенной вспышки.

При этом у всех дисков управления изменился дизайн. Они не просто стильно смотрятся; новая насечка на металлических дисках практична и удобна. Манипуляции вполне возможны при удержании камеры, как говорится, «одной правой». Автору, кстати, они напомнили старинную Лейку в полярном исполнении с увеличенными для удобства работы в перчатках рубчатыми головками перемотки плёнки и установки выдержек. Полагаю, перчатки не станут препятствием и при съёмке этим фотоаппаратом.

В отсутствие накладной рукоятки, радикально улучшающей ухватистость копуса, хотя и увеличивающей его невеликую геометрию, сравнительно малый размер наплыва под пальцы правой руки очень эффективно компенсируется мощным эргономичным упором для большого пальца. Добавим к этому качественное покрытие корпуса, и… - камера просто не выскальзывает из руки; этот приятный факт отметили собравшиеся обоего пола, обладающие ладонями весьма разных величин и пальцами разной длины.

Порадовал откидной экран. Когда его переводишь в положение для съёмки «от пуза», весьма полезное, к примеру, для неназойливой уличной съёмки, его можно чуть отодвинуть от корпуса. Ровно настолько, чтобы видоискатель не перекрывал на нём изображение при взгляде перпендикулярно вниз.

В целом нельзя сказать, что камера заметно изменила свои физические характеристики; в сравнении с изначальной моделью изменения размера и веса исчисляются единичными миллиметрами и граммами и существенной роли не играют. В отличие от изменений в её весьма богатом «внутреннем мире».

Внутренний мир

А внутри новая «десятка» заметно отличается от первого варианта камеры, хотя и, разумеется, не во всём.

Главное в камере - матрица и «мозги». Здесь претензии предъявить не к чему. Такая же 16-мегапиксельная КМОП-матрица типа Live MOS, что используется и на остальных камерах OM-D, и такой же графический процессор TruePic VII.

Грубо говоря, это говорит о том, что с помощью новой «десятки» можно получать фотографии столь же высокого качества, как и с помощью других камер семейства OM-D. Это является безусловным плюсом и сильной стороной как новой модели, так, кстати, и всего семейства.

Заметно увеличилось разрешение электронного видоискателя; теперь оно превышает 2,3 млн. точек. Я прекрасно понимаю, что нет предела совершенству, но с практической точки зрения такое разрешение представляется оптимальным. При этом изображение в нём лишено инерции.

Существенным преимуществом E-M10 Mark II перед первой моделью стало внедрение самой передовой на сегодняшний день пятиосевой системы стабилизации изображения. У первой «десятки» она была прошлого поколения, трёхосевой. При этом, по заявлению представителей фирмы, пятиосевая система стабилизации на второй «десятке» дополнительно улучшена по сравнению с её ранними вариантами, впервые реализованными на уже снятой с производства модели E-M5, сравнительно недавно уступившей место в производстве своему «второму марку».

Первое впечатление от её работы - самое положительное. Работает пятиосевая система великолепно и спасает в весьма сложных обстоятельствах. Утверждения производителя о четырёх ступенях удлинения выдержки относительно рекомендуемого предела не лишены оснований. Конечно, чудес не бывает, и тремор способен испортить дело, но режим серийной съёмки помогает получить несколько съёмочных дублей, чтобы выбрать из них оптимальный вариант.

Ещё одну весьма интересную новую способность камеры протестировать на бегу не представлялось возможным. Речь идёт о цейтраферной (интервальной) съёмке с разрешением 4К (возможна также с меньшими разрешениями Full HD и HD). Так что возможности новой камеры по созданию таймлапс-видео станут предметом отдельного материала.

А пока - можете посмотреть маленький видеоролик, снятый с рук в режиме максимального качества (Full HD, 50p) в том виде, в который его превратил YouTube. Оригинал (168 МБ) .

Прочие особенности

Любопытна новая функция новой «десятки»: использование экрана при визировании через видоискатель для выбора фокусировочной точки. Это один из тех случаев, когда показать проще, чем объяснить. Тем не менее, попробую. Вы обычным образом смотрите в видоискатель, удерживая камеру двумя руками, поджимаете спусковую кнопку указательным пальцем для активации автофокуса и, если автоматика зацепилась не за ту точку кадра, которая нужна вам, движением большого пальца по экрану сдвигаете фокусировочную точку в нужное вам место.


M.Zuiko Digital ED 75 мм f/1,8; 1/160 с, f/2,8, 320 ISO. Смышлёный встроенный распознаватель лиц, разумеется, сразу ухватился за ближайшее лицо, и камера мгновенно навела на него резкость, но мой палец подсказал ей через экран, что меня больше интересует Евгений Уваров 🙂

Причём писал я предыдущий абзац значительно дольше, чем сдвигал при съёмке фокусную точку, честное слово.

Ещё одна реализованная в камере «фича» - фокусная вилка (брекетинг фокуса), компенсирующая нехватку глубины резкости при крупноплановой и маркосъёмке. Камера делает серию снимков, пошагово сдвигая фокусировку, а потом автоматически склеивает композитный снимок с оптимальной резкостью по всей глубине объёмного объекта съёмки.

Отмечу ещё бесшумный режим работы затвора, фактически являющийся использованием электронного затвора. При этом кратчайшая выдержка уменьшается до 1/16 000 с, в то время как в обычном режиме с механическим затвором она составляет обычную 1/4000 с.

С батарейкой у новой камеры, похоже, проблем не будет. Из стремления к перестраховке я сразу же включил низкоскоростной серийный режим (около 4 кадров/с), чтобы обеспечить себя съёмочными дублями. Отсняв около полутысячи кадров и небольшое видео, постоянно используя то экран, то видоискатель, периодически ковыряясь в режиме просмотра и удаляя заведомо неудачные кадры, к концу нашей энергичной тест-сессии я отметил, что на экране исчез всего один сегмент в индикаторе заряда. И это, должен заметить, у совершенно новой камеры с заведомо не тренированной батареей, пусть и без применения встроенной вспышки.

Заключение

Новая камера элегантно заполняет интервал между первой «десяткой», чётко ориентированной на увлечённых фотолюбителей, решивших открыть для себя богатый мир системных камер, и камерой E-M5 Mark II, которую сама фирма аттестует как модель для «креативных энтузиастов», а я бы по старинке назвал полупрофессиональной камерой.

И не просто так компания Olympus собирается предлагать потребителям обе модели: и изначальную E-M10 - как камеру начального уровня, и E-M10 Mark II - как более продвинутую камеру для энтузиастов.

Не думаю, что первое впечатление меня подводит: камера получилась удачная и несомненно будет пользоваться популярностью среди неуклонно растущего числа потребителей незеркальных системных камер.

Причём, полагаю, уже в самое ближайшее время: по инсайдерской информации первая партия уже завезена в Россию и в настоящее время распределяется по авторизованным дилерам, чтобы синхронно поступить в продажу в согласованное время в начале сентября. Напомню, что названная московским представительством фирмы цена за корпус новой камеры составит 39 999 р.

PS: Скачать для самостоятельного рассмотрения тестовые фотографии из текста и дополнительной галереи одним ZIP-архивом можно по этой ссылке (трафик 73 МБ). Краткая спецификация камеры приведена в нашем анонсе , подробная - на сайте производителя.

Южный конец Крымского моста. Фок. расст. 9 мм, 1/800, f/7,1, 200 ISO.

Макет ранее сущестсовавшей парашютной вышки в музее ЦПКиО. Фок. расст. 9 мм, 1/60, f/4, 250 ISO.

Вид со смотровой площадки на входной арке на музыкальный фонтан ЦПКиО. 75 мм, 1/1250, f/2,8, 200 ISO.

Вид со смотровой площадки на входной арке ЦПКиО в сторону ХСС и Останкинской телебашни. 75 мм, 1/2000, f/4, 200 ISO.

Телевик 75 мм во всей своей красе. 1/3200, f/2,5, 200 ISO.

Обмен опытом. 75 мм, 1/250, f/2, 200 ISO.

Набережная Москвы-реки в ЦПКиО. Фок. расст. 13 мм, 1/400, f/6,3, 200 ISO.

Семейная фотосессия. 75 мм, 1/1600, f/2,8, 200 ISO.

При уменьшении освещённости светосила начинает играть важнейшую роль. 75 мм, 1/40, f/2,0, 3200 ISO.

Панорама Садового кольца со смотровой площадки на входной арке ЦПКиО; компьютерная склейка 6 горизонтальных кадров. 18 мм, f/5,6, 200 ISO.

Панорама ордена Ленина ЦПКиО им. Горького со смотровой площадки на входной арке; компьютерная склейка 11 вертикальных кадров. 22 мм (объектив 14-150 мм), f/6,3, 200 ISO.

ВСТУПЛЕНИЕ:

Olympus последнее время не слишком часто радует нас новинками. Грандиозный скандал, который пережила компания в конце 2011 года, изрядно "подкосил" финансовые возможности "олимпийцев", что незамедлительно сказалось на разработках и выводе на рынок новых товаров. И к 2014 году линейка камер сократилась почти вдвое, ограничившись "необходимым минимумом".

Справедливости ради, нельзя не отметить, что подобные трудности иногда идут на пользу (в первую очередь нам - потребителям). Компания-разработчик начинает более тщательно и скрупулёзно подходить к выводу на рынок новых моделей, так как вывод не очень удачной может иметь критические последствия. Кроме того, нужно попытаться узкой линейкой продукции "перекрыть" более широкие линейки конкурентов, да и максимально удлинить жизнь каждой модели, сделав её технологически продвинутой.

Бюджетные модели практически убрали, оставив только пару цифрокомпактов-амфибий и пару суперзумов. Да и их особенно бюджетными и не назовёшь. Основной же упор делается на камеры со сменной оптикой стандарта Micro 4/3 .

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Olympus OM-D E-M10 Mark II, СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ КАМЕРАМИ ЛИНЕЙКИ OM-D:

OM-D E-M10 mark II
OM-D E-M5 mark II
OM-D E-M1
Сенсор Micro 4/3 Live MOS, 17,3 x 13 mm
Количество мегапикселей Всего - 17,2; эффективных - 16,1 Всего - 16,8; эффективных - 16,1
Процессор TruePic VII
Фото JPEG (Exif 2.2), RAW (12 bit); максимальное разрешение кадра - 4608х3456, MPO (3D)
Видео FullHD (MOV: MPEG-4AVC, H.264; AVI: Motion Jpeg), 60p, 50p, 30p, 25p, 24p FullHD (MOV: MPEG-4AVC, H.264; AVI: Motion Jpeg), 30p, 25p, 24p
Чувствительность ISO от ISO 200 до ISO 25600 (расширяемая до ISO 100) от ISO 200 до ISO 25600 (расширяемая до ISO 100)
Стабилизация изображения Сдвиг сенсора, 5-осевая, до 5 шагов EV Сдвиг сенсора, 5-осевая, до 4 шагов EV
Система автофокусировки Контрастная, 81 зона Контрастная, 81 зона Гибридная (81 контрастная зона + 37 фазовых датчиков)
Экспозамер 324 зоны
Скорость срабатывания затвора От 1/16000 до 60 секунд (с механическим затвором - минимум 1/4000 секунды), Bulb От 1/16000 до 60 секунд (с механическим затвором - минимум 1/8000 секунды), Bulb
Скорость серийной съёмки 8,5 к/с 10 к/с 10 к/с
Дисплей Поворотный, сенсорный, 3" с разрешением 1,037 Мп Наклонний, сенсорный, 3" с разрешением 1,037 Мп
Видоискатель Электронный, 2,36 Мп; увеличение 1,23х (100% охват) 1,48х (100% охват) Электронный, 2,36 Мп; увеличение 1,48х (100% охват)
Вспышка Встроенная, ведущее число 8,2 (при ISO200) Внешняя (в комплекте), ведущее число 12,9 (при ISO200)

Внешняя (в комплекте), ведущее число 10 (при ISO200)

Wi-Fi / GPS Да / Нет Да / Нет Да / Нет
Интерфейсы AV/USB, micro-HDMI AV/USB, micro-HDMI, микрофонный вход 3,5 мм, выход на наушники 3,5 мм AV/USB, micro-HDMI, микрофонный вход 3,5 мм, порт подключения внешней вспышки
Аккумулятор BLS-50 (8,5 Вт*час), 320 кадров (CIPA) BLN-1 (9,3 Вт*час), 310 кадров (CIPA) BLN-1 (9,3 Вт*час), 350 кадров (CIPA)
Корпус Металл, без защиты от влаги Магниевый сплав с з ащитой от влаги Магниевый сплав с з ащитой от влаги
Габариты, вес 120 х 83 х 47 мм, 390 грамм 124 x 85 x 45 мм, 469 грамм 130 х 93 х 63 мм, 497 грамм

Фактически, Olympus во многом повторяют линейку камер Fujifilm (ну, или Fujifilm повторяет линейку Olympus - это уже как кому больше нравится). Как и Fujifilm в своё время представили "упрощённый" , который мало отличался от флагманского функционально, но существенно дешевле стоил, так и Olympus решили заполнить нишу упрощённым "почти флагманом".

Как и в случае с Fujifilm, системные камеры OM-D с момента своего запуска имеют достаточно характерную и узнаваемую внешность, стилизованную под ретро-зеркалки. Как и в 70-е годы 20-го века основной упор делается на компактность, но при этом соизмеримую с "большИми" камерами функциональность и удобство использования.

Корпус E-M10 mark II выполнен из металла с прорезиненным покрытием передней части. Камера выглядит очень красиво, производит впечатление дорогого качественного изделия. Она идеально собрана, все чётко подогнано, ничего не скрипит, не люфтит и ощущается монолитно. В руках E-M10 mark II держать действительно удобно, несмотря на довольно маленький выступ батарейной ручки. Удобство обеспечивается благодаря небольшому выступу под большой палец на тыльной стороне камеры. На самом деле, уже все производители беззеркалок поняли, что таким нехитрым и очевидным способом можно существенно улучшить хват камеры, и практически повсеместно внедряют его, что радует.

Основных же минусов два. Во-первых, корпус, в отличии от старших OM-ов, не защищён от влаги. Влагозащищенных объективов в линейке Olympus уже предостаточно, так что дополнительная защита была бы полезным дополнением. Но с другой стороны, за счёт этого (в том числе) была существенно снижена стоимость камеры. И во-вторых, как и в старшей модели, все кнопки на корпусе камеры - мелкие и недостаточно выпуклые. Так что, обладателям больших рук (как и людям с не очень хорошим зрением) придётся привыкать к эргономике.

Кнопок на "десятке" меньше, чем "пятёрке", а программируемых - всего три. Кроме того, здесь нет интересного 2-позиционного переключателя, который присутствует на старших моделях и позволяет менять логику работы колёс управления (подробнее об этом есть в обзоре E-M5 mark II) . Все три колеса управления сосредоточены с правой стороны. Камера позволяет очень гибко настроить управление. Помимо трех функциональных клавишь, можно перепрограммировать кнопку активации видеозаписи, а также запрограммировать оба колеса управления. На выбор предоставляется более двадцати функций.

Учитывая, что камера достаточно маленькая, для удобства использования, колёса пришлось разнести по высоте и сделать рифлёными. Колесо выбора режимов, так вообще, существенно приподнято над корпусом. И нужно сказать, что выглядит это всё здОрово, реализовано качественно, да и пользоваться действительно удобно.

В камере используется 3-дюймовый дисплей с разрешением 1 037 Мп - по характеристикам такой-же, как и во всей линейке OM-D. То, что его сделали поворачивающимся в одной плоскости, видимо, заслуга маркетологов. Ничего не мешало сделать дисплей поворотным во всех плоскостях, как в E-M5 mark II, но была необходимость "развести" продукты, увеличив количество преимуществ между старшей и младшей моделями.

Дисплей сенсорный, с его помощью можно изменять зону фокусировки, скролить меню и пролистывать фото при просмотре. Но мультитач не поддерживается, так что привычным "смартфонным" жестом увеличить или уменьшить фото во время просмотра не получится.

Электронный видоискатель имеет такое-же разрешение, как и у других камер линейки - 2,36 Мп, но меньшее увеличение (1.23х против 1.48х, что заметно при использовании). Но наконец-то его реализовали на основе OLED-матрицы. В "пятерке" картинка казалась очень уж холодной, что вызывало дискомфорт. Здесь-же такого эффекта нет - изображение контрастное, теплое и приятное для глаз.

Кроме того, в новинке появился интересный режим работы ЭВИ - Simulated optical viewfinder (Симуляция оптического видоискателя) . В нём изображение в видоискателе не отображает реальную экспозицию, а пытается симулировать то, что мы теоретически должны видеть через оптический видоискатель (если бы таковой был). На практике - это не более чем интересная фишка, практическая польза от которой стремится к нулю.

ВСПЫШКА:

В камере есть встроенная вспышка и горячий башмак. Вспышка не мощная - ведущее число всего 8,2 при ISO200 (в пересчете для ISO100 ведущее число будет всего-то 5,6). Но в камеру такого размера едва-ли можно было разместить более мощное освещение. Вспышка может работать в таких режимах: авто, ручной (с установкой делителя мощности от 1/1,3 до 1/64), подавление эффекта «красных глаз», медленная синхронизация и медленная синхронизация с подавлением эффекта «красных глаз», синхронизация по второй шторке. Можно устанавливать компенсацию в диапазоне -3…+3 EV с шагом в 1/3 ступени. Скорости синхронизации можно регулировать в пределах от 1/250 до 1/60 секунды, а также установить режим высокоскоростной синхронизации (Super FP) с выдержкой 1/4000 секунды.

К сожалению, конструкция вспышки не позволяет изменять угол её наклона, так что направить её в потолок для получения более мягкого свето-теневого рисунка не получится.

Как видно из приведённой выше таблицы, отличия у камер минимальные. У E-M10 mark II, помимо упрощённого корпуса и видоискателя, ниже скорость серийной съёмки, а механический затвор ограничен минимальной скоростью срабатывания в 1/4000 сек (у старших моделей - 1/8000). Кроме того, есть незначительные отличия в реализации программных "улучшателей". Но, с другой стороны в камере есть функции, которыми не могут похвастаться даже старшие модели. Но, правда, все эти функции полностью программные и не исключено, что они могут появиться в других камерах OM-D с выходом новых прошивок.

Первое - режим AF Targeting Pad (Тачпад автофокус) . Если активировать эту функцию, можно глядя в электронный видоискатель производить фокусировку, проводя пальцем по дисплею. Сам дисплей, если поднести камеру к лицу, "гасится" датчиком приближения, работает только сенсорная панель. Это очень удобно, так как позволяет изменять точку фокусировки, не используя навигационные кнопки.

Еще одна интересная функция - Focus BKT (брекетинг по фокусировке) . Суть заключается в том, что камера может делать определенное количество снимков, автоматически смещая плоскость фокусировки от кадра к кадру. Тот, кто занимался предметной и макросъёмкой знает, что получение большой глубины резкости - это задача не из простых, так как даже сильное закрытие диафрагмы может не дать достаточную ГРИП, чтобы получить весь объект целиком в резкости. На сегодняшний день для решения подобных задач чаще всего используется метод совмещённого фокуса - Focus Stacking . Он позволяет увеличить глубину резкости путём объединения нескольких кадров с разной фокусировкой. Это самый качественный, но при этом и весьма трудоемкий, и затратный по времени метод. Во-первых, необходимо фокусироваться вручную, последовательно меняя плоскость фокусировки и при этом соблюдать определённый шаг. При этом, нужно учитывать, что с удалением объекта съёмки от камеры, увеличивается и , так что плоскости фокусировки будут расширяться. Во-вторых, учитывать, что при перефокусировке многие объективы незначительно изменяют , так что изображения будут не совсем идентичны. Это может создать дополнительную "возню" при совмещении снимков в графическом редакторе. И в-третьих, все снимки нужно делать так, чтобы при перефокусировке не захватывать "лишнюю" зону резкости, так как это тоже создает определённые дополнительные сложности при совмещении кадров.

После этого, полученные снимки можно объединить в фотографическом редакторе (Photoshop и любом другом на выбор).

Часть трудоёмкого вышеописанного процесса Olympus автоматизировали. Но без нюансов, конечно, не обошлось). Во-первых, полученные с помощью Focus BKT снимки все равно придётся объединять в графическом редакторе, так как внутрикамерная обработка этого делать не умеет. Во-вторых, с особенностями работы брекетинга придется разбираться эмпирическим путём. В камере есть 2 настройки, отвечающие за его работу: количество снимков (от 1 до 999) и сдвиг фокусировки, измеряемый в неких условных единицах (от 1 до 10). Так вот, эти параметры придётся подбирать, в процессе съёмки, методом проб и ошибок, так как определить сколько нужно снимков для получения резкого изображения камера сама не может, а понять логику сдвига фокусировки сходу не получится, так как это не понятно к чему привязанные величины.

Но, тем не менее, потратив некоторое количество времени на подбор нужных параметров, в дальнейшем можно существенно экономить время съёмки. Тем более, что сам автоматический процесс фотографирования проходит очень быстро.

Во всех трех камерах линейки Olympus используется, скорее всего, один и тот же сенсор на 16 мегапикселей (информацию о происхождении сенсоров и их модификациях производитель старательно прячет "за семью замками"). Во флагманском E-M1 в сенсор дополнительно интегрированы ещё и фазовые датчики, которые позволяют производить более точную следящую автофокусировку при съёмке движущихся объектов.

На сегодняшний день 16-мегапиксельный сенсор можно, де-факто, считать стандартом системы Микро 4/3. Пока что, есть только две камеры с сенсором на 20 Мп - это Olympus PEN-F и Panasonic DMC-GX8 . Размер сенсора для систем Микро 4/3 составляет 17.3 x 13.0 мм, в то время как размеры полного кадра - 36 x 24 мм. Если посчитать, то получится, что площадь сенсора Micro 4/3 в 3,8 раза меньше площади сенсора полнокадровой камеры. Значит, полный 35-мм сенсор с такой-же, как у E-M10 mark 2 плотностью пикселей, имел бы разрешение в 62 Мп. И ни для кого не секрет, что увеличение числа пикселей (а как следствие - уменьшение их размера и расстояния между ними) ощутимо сказывается на "шумности" получаемого изображения. На сегодняшний день только у Canon есть 35-миллиметровая камера с рекордным 50-мегапиксельным сенсором, в которой было изрядно "подкручено" максимальное значение ISO, чтобы "не пугать" пользователей сильным цифровым шумом. Потому, как мне кажется, даже 16 Мп - это максимальный разумный предел для такого размера матрицы, а 20 Мп - это уже "немного перебор".

У камеры очень неплохой динамический диапазон. Она отлично справляется со сценами, в которых присутствуют сильные перепады яркости. Из сильно недоэкспонированного RAW-файла путем нехитрых манипуляций в графическом редакторе, можно получить вполне приличную картинку. Естественно, проявятся шумы, но лишь в виде "зерна", а не грязных цветных пятен. Ниже пример фото: справа - оригинальный JPEG, слева - изображение из RAW-файла с "вытянутыми" тенями +80 в Adobe Camera RAW.

Что касается "шумности", инженеры Olympus, кажется выжали из данного сенсора всё, что можно было "выжать". Камера начинает шуметь уже на ISO1600, но позволяет получить вполне приличную картинку вплоть до ISO3200. На ISO6400 уже видна существенная потеря детализации и выше светочувствительность поднимать не стоит ни в коем случае.

Скачать оригиналы снимков, сделанных с использованием разных значений ISO (RAW+JPEG) для самостоятельного детального изучения можно по этой ссылке .

Традиционно, в камере используется контрастная система автофокусировки. В E-M10 mark II она такая же, как и в E-M5 mark II - 81 датчик фокусировки, практически полностью покрывающие кадр. Одиночная фокусировка очень быстрая и цепкая. Её точность практически всегда превышает точность фазовой автофокусировки зеркальных камер, так как фокусировка осуществляется датчиками, расположенными на матрице, а не отдельными датчикам, расположенными на зеркале, которые требуют очень точной юстировки.

В сравнении с я разницы не ощутил, автофокусировка очень быстрая. Но вот, если сравнивать с , то разница в работе автофокуса ощущается очень сильно. При единичной фокусировке (особенно в условиях низкой освещённости) Panasonic фокусируется быстрее и точнее. И это при том, что формально автофокусировочная система GM5 значительно проще - 23 датчика против 81. Но при использовании следящей автофокусировки, E-M10 mark II все же ведет себя корректнее, реже сбивается и теряет объект съёмки. И тем не менее, с полноценной съёмкой быстро движущихся объектов современные беззеркальные камеры с контрастным автофокусом пока не справляются. Здесь однозначное преимущество у камер с фазовой (или гибридной) автофокусировкой.

Камере досталась новая 5-осевая матричная система стабилизации изображения, но более упрощённая, относительно E-M5 mark II, модификация. К сожалению, и скорее всего, по этой причине в E-M10 mark II нет High Res Mode, который был у E-M5 mark II. Согласно спецификациям, стабилизатор может компенсировать до 4 EV (в E-M5 mark II - до 5 EV). На практике, мне удалось получать более-менее приемлемые снимки даже на выдержке 1/2 секунды. И это очень хороший результат.

А вот, что касается видео - тут уже стабилизатор старшей камеры справляется с колебаниями значительно аккуратнее. Так что, если планируете съёмку видео с рук - E-M5 mark II вне конкуренции.

ПЛЮСЫ КАМЕРЫ:

  • эффективный 5-осевой стабилизатор изображения;
  • отличное качество изображения (RAW и JPEG), широкий динамический диапазон;
  • быстрый и точный автофокус (для одиночной съёмки);
  • хорошее качество изображения, до ISO3200 включительно;
  • отличный контрастный OLED-видоискатель;
  • высокая скорость серийной съёмки;
  • интересные функциональные решения, такие как AF Targeting Pad и Focus BKT , которых (пока) нет даже в более дорогих камерах;
  • очень гибкая настройка "под себя" механических элементов управления камерой;
  • встроенный Wi-Fi и функциональное мобильное приложение для связи с камерой;
  • предусмотрен опциональный батарейный блок;
  • цена.

МИНУСЫ КАМЕРЫ:

  • нет внутрикамерной склейки панорам;
  • отсутствие выхода на наушники и микрофонного входа;
  • нет съемки 4К video;
  • низкая автономность;

ВЫВОДЫ:

В процессе подготовки выводов о Olympus E-M10 mark II не покидало ощущение Дежа-Вю, настолько перекликались выводы с обзором Fujifilm X-T10. Даже фраза "фактически за цену на 500 долларов ниже стоимости флагмана, вы получаете камеру, у которой по таким-то пунктам урезан функционал" более чем применима и к этому обзору, но с одним существенным "НО". Есть момент, который должен изрядно озадачить с выбором потенциальных покупателей.

Ключевое отличие между E-M10 mark II и E-M5 mark II (я сознательно не упоминаю E-M1, так как она технологически уже едва-ли может называться флагманом, думаю в самое ближайшее время производитель обновит её до E-M1 mark II) - это наличие более эффективного стабилизатора изображения у последнего. Этот фактор "тянет" за собой существенные бонусы при съёмке видео с рук и наличие интереснейшего High Res Mode .

Второй ключевой момент - не защищенный от воздействия влаги корпус.

Все остальные различия - программные (вернее сказать - маркетинговые), которые могут быть устранены с выходом очередной прошивки.

E-M10 mark II - это прекрасная высокотехнологичная камера в стильном, красивом, качественном, эргономичном (тут ещё можно добавить эпитеты) корпусе, которая ещё и выдает прекрасную картинку. Камера не боится сцен с большим перепадом яркостей, её RAW-файлы отлично "тянутся".

За эти-же деньги можно присмотреться к всё тому-же Fujifilm X-T10 или Panasonic Lumix G7 или Sony a6000. На стороне Fujifilm и Sony - больший размер сенсора (и как следствие меньшие шумы), но проще функциональное наполнение. На стороне Panasonic - лучше возможности по съёмке видео.