Блог дмитрия евтифеева. Olympus OM-D E-M10 Mark II: первые впечатления Работа от аккумуляторов

Камера Olympus E-M10 Mark II представлена нам на тест представительством компании в России, за что мы хотим их искренне поблагодарить. Комплект достался тоже хороший, это и легендарный портретник компании Olympus M.Zuiko Digital ED 75mm f/1.8, который считается одним из лучших объективов рынке вообще, и умеренный широкоугольный M.Zuiko 17mm f1.8. Учитывая потребность системных камер с небольшой матрицей в хорошей оптике, это очень актуально.

Корпус камеры сделан из литого магния, а не свинчен из пластин, отчего прочность его, действительно, дает уверенность в камере. Это видно и в эксплуатации, ничего не скрипит, не люфтит и не качается. В то же время, это самая маленькая камера в линейке OM-D, которая относится к сегменту премиум у компании.


Матрица здесь имеет такое же разрешение, как в предшественнице и как в пятерке второй версии. Сам производитель не раскрывает секрета, в какой камере используется аналогичная, но, судя по результатам независимых тестов, матрицы в первой версии Е-М10, второй версии Е-М5 и в нашей подопытной одинаковые. Зато изменился в лучшую сторону стабилизатор. Он явно был обновлен, причем значительно. Даже по спецификациям производителя теперь он работает по пяти осям, правда, по эффективности уступает аналогичному решению в пятерке. Эффективность стабилизации здесь находится уровне 3 ступеней.

Сама матрица дает хорошую резкую картинку, правда, с возможностью сохранения не более чем в 12-битном виде. Последнее, впрочем, актуально только для профессионального сегмента, когда речь заходит о серьезной студийной съемке и гибкой работе с полутонами. Если же говорить о картинке, в целом, то уступает она современным камерам с более крупными матрицами лишь в части шумов, но никак не цветопередачи.

Зато эргономика камеры на высоте. С одной стороны, здесь как будто не хватает тумблера, позволяющего двумя колесами управлять четырьмя параметрами съемки, однако, это вопрос неоднозначный и нужный далеко не всем фотографам. Нет здесь также ряда отличительных особенностей старших моделей — таких, как влагозащита корпуса или «взрослая» пятиосевая стабилизация (в частности, в новой пятерке она дает преимущество на ступень больше).

Камера сделана в металлическом корпусе, он здесь полностью литой, а не свинчен из пластин, что дает ему очень серьезные преимущества.
При этом корпус еще и функциональный, и хотя камера относится к эконом классу, он сделан весьма стильно. По металлу нанесены пластиковые элементы, которые, тем не менее, смотрятся очень качественно. Как следствие металлического корпуса, здесь нет никаких люфтов между элементами, а корпус такое дает уверенность в обращении. Интересно, что компания, стремясь сделать камеру компактной, не забыла о людях с большими руками и, как следствие, пальцами. Все кнопки и органы управления здесь крупные. Здесь есть два диска управления, которые для удобства сделаны высокими и крупными, чтобы было их легко крутить. Впрочем, это можно рассматривать и как недостаток, ведь случайно повернуть этот диск тоже очень легко, поскольку они довольно свободно вращаются, при этом неизбежно вращение чисто случайное. Я постоянно обращаю внимание на то, что тумблер включения камеры компании Olympus находится в стороне от кнопки спуска, что, на мой взгляд, неудобно. Здесь хотя бы тумблер сделали крупным, и включить его одним пальцем левой руки не составляет труда — левой, потому что он расположен на противоположной стороне от выступа для правой руки. Тянуться через весь корпус большим пальцем крайне неудобно. Если не рассматривать это как помеху оперативности, то нужно держать камеру постоянно включенной, что съедает ее батарейки. Впрочем, управление питанием сделано довольно хорошо, поскольку камера интеллектуально уходит в режим сна, и так же быстро из него возвращается.

Для оперативности здесь присутствует хороший сенсорный экран, который откидывается вниз на 45° и вверх на 90°. Да, себя не снимешь, зато очень легко снимать городские сюжеты прямо в городской толчее. В большинстве случаев, фотографу здесь требуется либо следящий автофокус, либо возможность оперативного выбора точки фокусировки прямо по экрану. Второй вариант здесь реализован очень хорошо, посредством тыкания в нужное место на экране, и так можно вести серийную съемку со слежением даже без отсутствия оной, хотя она здесь есть и хорошо работает не только в фото, но и в видео.

Несколько огорчили искусственные ограничения, вроде отсутствующего штекера для внешнего микрофона, что никак не компенсируется даже внешними ручками. В итоге, хорошее видео, которое здесь есть, благодаря стандартной для рынка плотности кадров 60 в прогрессивной развертке HD1080, эффективному стабилизатору и наличию объективов с электроприводом зума, съедается одной лишь этой функцией, что фактически вынуждает пользователя смотреть выше, что часто не является подходящим случаем, поскольку тот же самый пользователь начинает смотреть уже в сторону. Понятно ведь, что синхронизация по таймкоду с диктофонами является лишь промежуточным решением, не подходящим для оперативной работы с видео.

Преимущества

  • эффективный стабилизатор
  • хорошая матрица
  • быстрый автофокус
  • хорошее видео

Недостатки

  • отсутствие штекера для микрофона
  • высокая цена
  • экран не откидывается на 180°

Характерные особенности

  • стабилизация изображения с любыми объективами
  • литой металлический корпус без влагозащиты
  • хороший видоискатель
  • компактный корпус

Тестовые изображения из камеры можно посмотреть ниже или скачать в полноразмерном варианте.

Повороты диска режимов сопровождаются появлением на экране информации о смене режима и о его сути. С режимами P (программный автомат), A (приоритет диафрагмы), S (приоритет выдержки) и M (ручное задание экспопараметров) всё понятно, это классика. Кстати, когда вы находитесь в режимах группы P-A-S-M, нажатие кнопки быстрого меню выводит на экран панель управления SCP – ту самую, что на предыдущей иллюстрации.

«Зеленый» авторежим AUTO предназначен для тех, кто не хочет задумываться над настройками камеры. В этом режиме камера сама распознает, какого типа сюжет вы снимаете, и с учетом условий съемки автоматически устанавливает оптимальные параметры.

В режиме AUTO кнопка быстрого меню (или прикосновение к правому краю сенсорного дисплея камеры) включает функцию Live Guide («Гид по легкой смене настроек»). Справа появляется столбик с пиктограммами, позволяющими изменить Насыщенность, Оттенок (ввести цветовой сдвиг), Яркость (ввести экспокоррекцию), Размыть фон (изменить диафрагму) и включить Динамичный сюжет (настроить выдержку).

Шестой, самый нижний пункт «Гида по легкой смене настроек» называется – Советы по съемке. Это как бы микроучебник по съемке, где даются краткие советы по кадрированию, а также съемке детей, животных, цветов, цветов и продуктов.

Намерение облегчить жизнь начинающему фотографу при помощи «Гида по легкой смене настроек» стоит приветствовать, хотя я не уверен, что разноцветные квадратики так уж наглядны и с ходу понятны.

Вообще-то, большинство фотографов, даже начинающих, к «зеленому режиму» относятся немного свысока. На самом же деле за его внешней простотой (включил, и больше ничего делать не надо) скрываются сложные алгоритмы и весьма широкие изменения в поведении камеры. Например, она может сама ввести экспокоррекцию или включить съемку в HDR. Я довольно долго ходил по городу и снимал именно в режиме AUTO, и порой он приятно удивлял.

Например, на полном автомате сделан вот этот кадр.

На первый взгляд он может показаться если не пересвеченным, то все же излишне светлым, в пасмурную-то погоду. Однако на самом деле камера проанализировала сюжет, увидела съемку людей, распознала лица и, сделав экспозамер по лицам, в соответствии с этим выставила экспопараметры. Ну, поворот камеры – это уже моё :).

Для сравнения, вот как выглядела съемка в тех же условиях (и в том же режиме AUTO), но без лиц на переднем плане:

Положение диска режимов SCN – это сюжетные программы (Scenes). Доступ к ним организован совершенно не так, как во всех других камерах Olympus. Очевидно, разработчики посчитали, что перебор однообразного (и длинного, обычно более двадцати пунктов) списка слишком утомителен (особенно для любителя беспроблемного общения с камерой – а ведь именно с прицелом на него как раз и выстроен весь интерфейс E-M10 Mark III).

Когда вы поворачиваете диск режимов в положение SCN (а также, если, уже находясь в режиме SCN, нажимаете кнопку быстрого меню на верхней панели), на экран выводится шесть заголовков – Люди, В движении, В помещении, Ночная съемка, Пейзаж и Крупный план – внутри которых уже находятся сгруппированные сюжетные программы.

Передвигаться по экранному меню можно и кнопками навипада, и дисками управления, и простым прикосновением к сенсорному экрану. Причем первым касанием вы активизируете заголовок группы (он будет обведен рамкой), а уже второе касание откроет доступ к сюжетам этой группы. Это похоже на работу с мышкой, когда вы можете перебирать ярлыки приложений на рабочем столе одним кликом, а запускать приложение – двойным кликом.

Откроем первую группу, «Люди».

Там нам предложат пять сюжетных программ – Портрет, e-Портрет (с приукрашиванием)…

…Ландшафт+Портрет…

…Ночь+Портрет…

…как видите, каждая сюжетная программа сопровождается своими «обоями» (картинкой во весь экран), пояснениями о её сути, а иногда и рекомендациями (использовать штатив, поднять встроенную вспышку)…

…и, наконец, Дети.

Группа «В движении» включает в себя три сюжетных программы.

Вы уже начинаете уважать режим AUTO, не так ли? Ведь там камера сама определяет и условия, и снимаемые объекты… по сути, выбирает сюжетную программу автоматически.

Сюжетную программу Дети встречаем уже второй раз. Да, такова особенность организации нового меню – одна сюжетная программа может входит в несколько разных групп. Сюжет Дети входит в три группы: Люди, В движении и В помещении.

К сюжетам Портрет и e-Портрет также можно адресоваться через разные группы.

Любопытен сюжет съемки с проводкой. По-видимому, здесь замаскирована возможность переключения стабилизатора в режим «гасить только вертикальные колебания», которого в явном виде теперь нет.

Хотя индикация режима на панели управления по-прежнему остается просто как «S-IS On».

Группа «В помещении» включает в себя целых шесть сюжетных программ. Это уже знакомые нам два портретных сюжета и съемка детей, а кроме того, Свет свечи…

…и «Беззвучная» сюжетная программа. Именно здесь мы по-сути включаем электронный затвор (которого нет среди режимов работы затвора, выбираемых нажатием клавиши навипада Вниз). В переводе описания сюжета «Беззвучный» допущена курьезная ошибка – в словах «при низком качестве звука и света от камеры». Имеется в виду, что сюжет полезен «в условиях, когда издаваемые камерой шумы и свет нежелательны». То есть, помимо отключения механического затвора, отключается вспышка, подсветка автофокуса и звуковое подтверждение его срабатывания.

В сюжете «Подсветка HDR» делается несколько кадров, которые автоматически объединяются в один для расширения динамического диапазона. Этот же режим может включаться, порой неожиданно, при работе камеры в режиме AUTO.

В сюжете «Подсветка HDR» никаких настроек не предусмотрено, в отличие от «Продвинутого фоторежима HDR». Кстати, во всех случаях результирующий кадр может сохраняться не только в формате JPEG, но и в RAW.

Пять сюжетный программ помещены в группу «Ночная съемка».

Отметим, что встроенная вспышка сама не выскакивает – о необходимости поднять её предупреждает надпись «Вспышку POP UP».

Здесь есть как режимы, где нужен штатив, так и ночная Съемка с рук (делается несколько снимков с относительно высоким значением ISO, ради укорочения выдержки, а затем эти несколько снимков объединяются в один для снижения шумов).

Сюжет Фейерверк – это «обычная» съемка со штатива с длинной выдержкой…

…а под «Съемкой полос света» скрывается более интересный режим Live Composite, в котором процесс экспонирования при длинных выдержках наглядно виден на дисплее камеры.

Запуск «полос света» (режима Live Composite) здесь максимально упрощен, он включается одним нажатием кнопки – причем делать это можно как из сюжетных программ SCN, так и из «продвинутых функций» AP.

Четыре сюжета группы «Пейзаж» – это Ландшафт, Закат (с усиленной передачей красных и желтых оттенков), Пляж и Снег (с сохранением ярко-белых участков), а также уже знакомая нам Подсветка HDR.

Последняя, шестая, группа сюжетных программ названа «Крупный план».

Два сюжета посвящены Макросъемке.

Конечно, макросъемка здесь фигурирует только в смысле настроек камеры, но не масштаба изображения; для получения настоящих макроснимков с большим увеличением потребуются специализированные объективы.

Сюжет Документы оптимален для съемке контрастных монохромных текстов.

Наконец, сюжетная программа «Расширенный фокус» включает функцию брекетинга по фокусировке. Как и в случае «Полос света», а также «Подсветки HDR», запуск из сюжетных программ получается максимально беспроблемным, «однокнопочным», подходящим для самых начинающих фотографов.

Мы добрались до группы режимов, для которых на диске режимов выделено отдельное положение АР, что расшифровывается как Advanced Photo, или «Продвинутые фоторежимы», или, как на экране – «Расширенный режим съемок».

Напомню, что меню режима АР, которое вы видите на следующем скриншоте, появляется как при повороте диска режимов в соответствующее положение (то есть, когда вы только попадаете в режим АР), так и при нажатии «кнопки быстрого меню» (если вы уже в режиме АР находитесь).

Функция Live Composite (переведённая в этой камере как «Коллаж в реальном времени») – воистину продвинутый инструмент для ночной съемки. Камера сначала записывает неподвижную картинку, а дальше те объекты в кадре, которые не двигаются и яркость которых не изменяется, уже такими и остаются; добавляются лишь более светлые объекты. Наблюдая за дисплеем, вы можете ждать, пока сформируется нужное изображение, или рисовать его сами – и остановить съемку, когда достигнут желаемый результат.

Запуск функции Live Composite из режима АР максимально упрощён, вы нажимаете кнопку один раз, задумываться ни о чем не нужно, установку экспопараметров берет на себя автоматика камеры.

Вместе с тем, сохранена и возможность более осознанного запуска Live Composite (а также Live Bulb и Live Time) с большим количеством настроек – через внутрикамерное меню.

Более подробно о работе с режимами Live Composite и Live Time можно посмотреть в моём .

Live Time – более простой режим, чем Live Composite. Он позволяет смотреть на экране, как проявляется изображение при длинной выдержке, и остановить съемку, когда достигнут нужный результат, нажав кнопку спуска затвора.

Перед запуском режима Live Time можно задать максимальную выдержку, после которой камера автоматически прекратит экспозицию, даже если вы забыли нажать кнопку.

В режиме «Мультиэкспозиция» вы последовательно делаете два снимка, которые затем автоматически складываются в один.

Результат сохраняется в форматах JPEG и/или RAW.

Режим HDR полезен при очень высоком контрасте освещения в кадре. Камера делает три быстрых последовательных снимка с разной экспозицией, которые затем автоматически объединяются в один. Грубо говорят, от недодержанного снимка берутся самые светлые участки, а от передержанного – тёмные. В результате получается изображение с расширенным динамическим диапазоном.

Есть два варианта – более реалистичный HDR 1 (с меньшей эксповилкой) и более «эффектный» HDR 2.

Посмотрите три примера работы функции HDR. Во всех случаях использован вариант HDR 1.

Если в кадр попадают движущиеся предметы (а такое бывает нередко), то камера не формирует несколько полупрозрачных «призраков», а успешно разбирается с проблемой, используя лишь один из дублей, так что двоений и троений в итоговом снимке не наблюдается.

Заметьте, что во всех трёх случаях динамического диапазона матрицы хватало, чтобы информация в светах и тенях не терялась, и в принципе было достаточно снимать в RAW, не используя HDR. Ну а поскольку в результате съемки в HDR получается кадр RAW, то… мы можем при необходимости вытянуть детали из него, и получится как бы двухступенчатое сохранение деталей!

Следующий режим в группе АР – «Беззвучный». С ним мы уже знакомы, он встречался среди сюжетных программ SCN, в группе «В помещении». Включается беззвучный электронный затвор, выключаются издаваемые камерой звуки и подсветка автофокуса.

В режиме «Панорама» вы делаете последовательно несколько кадров, при этом на экране отображаются метки, облегчающие кадрирование (вам показывают край предыдущего кадра, который надо совместить со следующим).

Внутрикамерной склейки панорам у E-M10 III нет, как нет её и в других системных камерах Olympus. Можно посетовать по этому поводу, хотя я бы особенно не расстраивался – редакторы изображения прекрасно справляются с этой задачей, склеивая панораму из отдельных кадров быстро и качественно.

Пример панорамы из четырех кадров, снятых камерой E-M10 III и склеенной за пару минут во внешнем редакторе (по клику – файл разрешения 4564×1080 точек):

Функция коррекции трапецидальных искажений может использоваться для изменения геометрии снимка прямо во время съемки. Можно выпрямлять сходящиеся вертикали, можно наоборот, добавлять снимкам драматизм.

02.09.2017 15830 Тесты и обзоры 0

Компания Olympus, выпустив модельный ряд OM-D E-M10, предложила фотографам стильные, удобные и функциональные камеры. Но останавливаться на двух моделях компания не собиралась, представив Olympus OM-D E-M10 III.

Обычно камеры с приставкой Mark практически не отличаются от предыдущих моделей в линейке, получив лишь незначительные обновления.Справедливо ли это утверждение? Новая Olympus OM-D E-M10 Mark III очень похожа на свою предшественницу, но, несмотря на наследование многих черт и характеристик, набор функций был переделан. Давайте посмотрим сравнительную таблицу основных спецификаций.

Камера Olympus OM-D
Матрица

16 Мп
Live MOS

16 Мп
Live MOS

16 Мп
Live MOS

Процессор

TruePic VIII

Стабилизация изображения 5-осевая
(4 EV)
5-осевая
(4 EV)

5-осевая
(5 EV)

Электронный затвор Да Да
Минимальная выдержка 1/4000 с

1/4000 с
(1/16000 с электронным затвором)

1/8000 с
(1/16000 с электронным затвором)

Диапазон ISO 200-25600
(с расширением 100-25600)
200-25600
(с расширением 100-25600)

200-25600
(с расширением 100-25600)

Монитор

1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный

1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный

1.04 Мточек
3″
LCD
Вращающийся
Сенсорный

Встроенный
электронный
видоискатель
2.36 Мточек
OLED
0.62x
2.36 Мточек
OLED
0.62x

2.36 Мточек
OLED
0.74x

Фокусировка 121 точка 81 точка
Серийная съемка 8.6 к/с 8.5 к/с

10 к/с

Встроенная вспышка Есть Есть
Максимальное качество видеосъемки

4K 3840 x 2160 @ 30p

Full HD
1920×1080@60

Full HD
1920×1080@60

Тайм-лапс Да Да
Микрофонный разъем Нет Нет
Брекетинг по фокусировке Да Да Нет
Защищенное исполнение Нет Нет
Габаритные размеры, мм
Вес, г 410 390

Не сразу можно заметить разницу между OM-D E-M10 Mark III и E-M10 Mark II. Камеры близки по форме и габаритам, органы управления расположены на тех же местах и внешне не претерпели радикальных изменений. Тем не менее, различия всё же есть, главное из которых - существенным образом переработан интерфейс и система управления; снаружи этого и не заметишь. Переработанный выступ на передней панели для хвата стал изогнутым и чуть сильнее выдается из корпуса. Казалось бы, мелочи - однако, взяв камеру в руку, обнаруживаешь, что хват стал более удобным.

Среди компактных камер ОМ-D E-M10 III выделяется своим богатым набором элементов контроля настроек. Несмотря на миниатюрные размеры, на корпусе камеры нашлось место для двух дисков управления, а также для множества кнопок. Большие диски не только выглядят хорошо, но и значительно удобнее в управлении, чем раньше. Причем не сказали бы, что раньше были какие-то проблемы - это тот пример, когда всегда можно лучше.

По сравнению с E-M10 II, диски управления и кнопки в Mark III были немного переделаны. Они стали больше, а обозначения понятнее. Рифление на всех дисках стало чуть более узким, но эта разница не принципиальна. Два диска управления утратили черные вставки. Джойстик стал легче и понятней для быстрой настройки ключевых параметров без погружения в экранное меню.

Кнопка с красной точкой запускает (и останавливает) видеозапись. Кнопка Fn2 - как была у E-M10 II, так и осталась программируемой, только раньше по умолчанию она включала управление светами и тенями, а сейчас - цифровой телеконвертер. Видимо, разработчики вполне разумно посчитали, что у фотолюбителя, который купил камеру с китовым объективом, возможность «приблизить» снимаемую сцену (по сути, увеличить масштаб вдвое) окажется в более высоком приоритете. В режиме просмотра кнопка Fn2 включает и отключает защиту снимков от удаления. Да выступе задней панели расположена еще одна программируемая кнопка, Fn1. По умолчанию она включает блокировку экспозамера и автофокуса.

Переключатель в левой части верхней панели стал более красивым, чем у E-M10 II, однако функции его остались прежними. Поворот на 90 градусов - камера включается. Упругое нажатие еще немного дальше, в сторону надписи «UP» - и встроенная вспышка поднимается в рабочее положение. Опускать её нужно вручную, нажимая сверху.

Кнопка, которая расположена рядом с рычажком, изменилась - как внешне, так и по сути. Раньше это была программируемая Fn3, теперь - «быстрая кнопка», или «кнопка быстрого меню». Реакция камеры на ее нажатие зависит от того, какой режим включен в данный момент. Опять же, об этом чуть дальше.В крайнем левом углу вы увидите новую кнопку «Быстрый вызов», которая позволяет пользователям перейти непосредственно к экрану соответствующих настроек, независимо от того, в каком режиме съёмки он находится. Например, в режимах AUTO, Scene (SCN), Advanced Photo (AP), и Art Filter (ART) при нажатии кнопки быстрого меню открывается графический дисплей, показывающий различные сцены, которые могут быть выбраны на сенсорном экране.

Расположение органов управления на задней панели E-M10 Mark III точно такое же, как у Е-М10 II. Однако на четырех навигационных клавишах, которые раньше были безымянными, теперь появились надписи, в соответствии с их функциями: ISO (вверх), Выбор зоны автофокуса (влево), Режим вспышки (вправо) и Режим затвора (вниз).

Интерфейс на Mark III имеет «обновленную» структуру и дизайн, аналогичные топовой модели OM-D E-M1. Конечно, с заметно меньшим количеством страниц и пунктов, что обусловлено как объективно более скромными функциональными возможностями любительской камеры по сравнению с профессиональным флагманом, так и сознательным стремлением разработчиков упростить работу с камерой. Внутрикамерное меню разбито на шесть разделов - Меню съемки 1 и 2, Меню видео (впервые в камерах младшей линейки видеосъемка вынесена в отдельный раздел - и это неудивительно, с учетом возросших возможностей камеры в этой области и появления режима 4К), Меню просмотра, Пользовательское меню и Меню настройки. Пользовательское меню обозначено пиктограммой шестеренки. В нем одиннадцать страниц, обозначенных буквами (иногда с цифрами расширения). Дизайн строгий, цветовое кодирование страниц, принятое во всех предыдущих камерах Olympus (кроме E-M1 Mark II), убрано.

Экран прежний: три дюйма, разрешение 1037000 пикселей, откидной, но он не может полностью переворачиваться для создания селфи. Классическое для Olympus решение, подобный экран ставится на все старшие модели компании. Дисплей очень яркий, обладает сочными цветами, сенсорный, с его помощью можно управлять большинством параметров и функций, как во время съемки, так и в просмотре. Прикосновением к экрану можно указывать камере область фокусировки, или даже одновременно выполнять спуск затвора. Когда включен (через меню) режим «Тачпад АФ», вы можете, глядя в окуляр видоискателя, движениями пальца по дисплею перемещать точку фокусировки, и это будет отображаться в видоискателе.

В режиме Live View на экран выводятся параметры съемки, сетка, гистограмма, виртуальный горизонт (в виде двух шкал, отражающих не только горизонтальное, но и вертикальное отклонение камеры); проблема только в том, что не все из этого можно совместить — увидеть на экране одновременно гистограмму и горизонт, например, невозможно.

Электронный видоискатель у E-M10 Mark III - очень качественный, его разрешение составляет 2.36 миллиона точек, как и у E-M10 II, как и у старших моделей OM-D (хотя увеличение несколько меньше, чем у них (0.62x против 0.74x у E-M1 Mark II и E-M5 Mark II). Картинка в видоискателе E-M10 III воспринимается достаточно большой.

Сама система автофокуса у Olympus OM-D E-M10 III изменилась. С 81 точки в Mark II было произведено расширение до 121 точки. Эти точки можно выбирать прикосновениями к экрану. Также доступен спуск затвора при выборе точки, как это реализовано в некоторых камерах смартфонов. OM-D E-M10 III может снимать со скоростью 8.6fps, до 22 кадров RAW в серии или 36 JPEG. Скорость падает до 3.8fps, если вам нужна непрерывная автофокусировка.

Доступна функция брекетинга по фокусировке. Она позволяет получить до 999 кадров с отличающейся по фокусу картинкой. Шаг фокусировки настраивается как исходная позиция - дальше камера сама сделает нужное число снимков с заданным шагом, делая их единой серией (до 10 кадров на высокой скорости, затем с паузами, буфер обмена невелик). Очень полезная функция при макросъемке, когда тяжело определиться с точкой фокусировки, автофокус не справляется, либо вы ведете съемку на объектив с ручным фокусом. Также все полученные кадры можно склеить в редакторе и получить снимок с большой глубиной резкости даже на открытой диафрагме.

Не изменилась система затвора. Компанию необходимому механическому с диапазоном выдержек 30-1/4000 составляет электронный с возможностью съемки с выдержкой вплоть до 1/16000. Помимо возможности снимать на открытой диафрагме в солнечную погоду он дает бесшумный режим съемки. Но не только ультракороткие выдержки дарит нам E-M10 Mark III: в камере уже традиционно стоит 5-осевой стабилизатор, как на E-M5 и E-M1.

Как всегда, выделяются арт-фильтры, по исполнению которых с Olympus трудно тягаться. К списку из 14 фильтров, которые были на первой версии, добавилась новинка - Bleach Bypass («Пропуск отбеливания») в двух вариантах. Глубокой подстройки Арт-фильтров не предусмотрено, они всегда по большей частью используются «как есть». Однако почти всегда можно привнести относительно небольшие, косметические, изменения - включить «цветные фильтры» в монохромных режимах. или придать цветное окрашивание монохромному изображению. Можно использовать дополнительные эффекты - прямое и обратное виньетирование, добавлять рамку, размытие краев и так далее.

Конечно же, есть и самые различные дополнительные настройки: с помощью E-M10 Mark III можно автоматически клеить снимки с мультиэкспозицией, снимать time lapse, уникальная функция live composite, которая идеально подходит для съемки звездного неба, звездных треков, молний и фризлайта, внутрикамерная склейка HDR. Есть различные цветовые схемы (в том числе и фирменная система работы с цветом i-Enhance), многочисленные виды брекетинга (добавлен брекетинг по балансу белого). На месте и система, позволяющая вручную настраивать градацию светов и теней с помощью простейшей диаграммы.

В камеру встроен модуль Wi-Fi, позволяющий быстро передавать сделанные снимки и использовать смартфон/планшет в качестве пульта дистанционного управления. Подсоединение смартфона/планшета осуществляется за счет считывания QR-кода — без логина и пароля. Но еще более шустрая система, с NFC, пока еще обходит камеры Olympus стороной.

Самая большая модернизация в E-M10 Mark III по сравнению с его предшественником является добавление 4K-видео со скоростью до 30p, с потоком до 102 Мб/с. HD видео также доступно. Есть Slow Motion видео с частотой 120 кадров в секунду. При этом через меню можно задавать частоту кадров (50/25/24) и степень сжатия (SF/F/N). Но камера по-прежнему не имеет микрофонного входа и выхода на наушники, что автоматически лишает ее профессионального применения. Но для любительского видео ее возможностей, особенно в сочетании с потрясающим стабилизатором, хватит с головой.

Сенсор остался без изменений- это Live MOS стандарта Micro Four Thirds (физический размер — 17,3 х 13 мм, кроп-фактор — 2) разрешением 16 мегапикселей. Небольшим недостатком сенсора можно назвать высокий нижний порог светочувствительности, характерный для Micro Four Thirds - ISO 200 с возможностью искусственного расширения до ISO 100. По работе на высоких ISO сенсор также не относится к числу лидеров - рабочим можно назвать диапазон до ISO 1600, выше шумы уже становятся навязчивыми, необходимо их давить. Но за счет стабилизатора сильно падает необходимость снимать на завышенных ISO. А вот процессор - нового поколения TruPic VIII, которые обеспечивает работу улучшений в камере.

Оснащение камеры отметим встроенную вспышку с ведущим числом 5,8, порты Mini USB и HDMI и слот для карт памяти SD, SDHC и SDXC. Без подзарядки можно сделать всего 330 снимков.

Резюме

Olympus OM-D E-M10 III - косметическое обновление одной из самых сбалансированных беззеркалок на рынке. Mark III производит впечатление достаточно мощного фотоинструмента с богатой функциональностью и дружественным интерфейсом. Прекрасная камера для фотолюбителя.

ВСТУПЛЕНИЕ:

Olympus последнее время не слишком часто радует нас новинками. Грандиозный скандал, который пережила компания в конце 2011 года, изрядно "подкосил" финансовые возможности "олимпийцев", что незамедлительно сказалось на разработках и выводе на рынок новых товаров. И к 2014 году линейка камер сократилась почти вдвое, ограничившись "необходимым минимумом".

Справедливости ради, нельзя не отметить, что подобные трудности иногда идут на пользу (в первую очередь нам - потребителям). Компания-разработчик начинает более тщательно и скрупулёзно подходить к выводу на рынок новых моделей, так как вывод не очень удачной может иметь критические последствия. Кроме того, нужно попытаться узкой линейкой продукции "перекрыть" более широкие линейки конкурентов, да и максимально удлинить жизнь каждой модели, сделав её технологически продвинутой.

Бюджетные модели практически убрали, оставив только пару цифрокомпактов-амфибий и пару суперзумов. Да и их особенно бюджетными и не назовёшь. Основной же упор делается на камеры со сменной оптикой стандарта Micro 4/3 .

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Olympus OM-D E-M10 Mark II, СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ КАМЕРАМИ ЛИНЕЙКИ OM-D:

OM-D E-M10 mark II
OM-D E-M5 mark II
OM-D E-M1
Сенсор Micro 4/3 Live MOS, 17,3 x 13 mm
Количество мегапикселей Всего - 17,2; эффективных - 16,1 Всего - 16,8; эффективных - 16,1
Процессор TruePic VII
Фото JPEG (Exif 2.2), RAW (12 bit); максимальное разрешение кадра - 4608х3456, MPO (3D)
Видео FullHD (MOV: MPEG-4AVC, H.264; AVI: Motion Jpeg), 60p, 50p, 30p, 25p, 24p FullHD (MOV: MPEG-4AVC, H.264; AVI: Motion Jpeg), 30p, 25p, 24p
Чувствительность ISO от ISO 200 до ISO 25600 (расширяемая до ISO 100) от ISO 200 до ISO 25600 (расширяемая до ISO 100)
Стабилизация изображения Сдвиг сенсора, 5-осевая, до 5 шагов EV Сдвиг сенсора, 5-осевая, до 4 шагов EV
Система автофокусировки Контрастная, 81 зона Контрастная, 81 зона Гибридная (81 контрастная зона + 37 фазовых датчиков)
Экспозамер 324 зоны
Скорость срабатывания затвора От 1/16000 до 60 секунд (с механическим затвором - минимум 1/4000 секунды), Bulb От 1/16000 до 60 секунд (с механическим затвором - минимум 1/8000 секунды), Bulb
Скорость серийной съёмки 8,5 к/с 10 к/с 10 к/с
Дисплей Поворотный, сенсорный, 3" с разрешением 1,037 Мп Наклонний, сенсорный, 3" с разрешением 1,037 Мп
Видоискатель Электронный, 2,36 Мп; увеличение 1,23х (100% охват) 1,48х (100% охват) Электронный, 2,36 Мп; увеличение 1,48х (100% охват)
Вспышка Встроенная, ведущее число 8,2 (при ISO200) Внешняя (в комплекте), ведущее число 12,9 (при ISO200)

Внешняя (в комплекте), ведущее число 10 (при ISO200)

Wi-Fi / GPS Да / Нет Да / Нет Да / Нет
Интерфейсы AV/USB, micro-HDMI AV/USB, micro-HDMI, микрофонный вход 3,5 мм, выход на наушники 3,5 мм AV/USB, micro-HDMI, микрофонный вход 3,5 мм, порт подключения внешней вспышки
Аккумулятор BLS-50 (8,5 Вт*час), 320 кадров (CIPA) BLN-1 (9,3 Вт*час), 310 кадров (CIPA) BLN-1 (9,3 Вт*час), 350 кадров (CIPA)
Корпус Металл, без защиты от влаги Магниевый сплав с з ащитой от влаги Магниевый сплав с з ащитой от влаги
Габариты, вес 120 х 83 х 47 мм, 390 грамм 124 x 85 x 45 мм, 469 грамм 130 х 93 х 63 мм, 497 грамм

Фактически, Olympus во многом повторяют линейку камер Fujifilm (ну, или Fujifilm повторяет линейку Olympus - это уже как кому больше нравится). Как и Fujifilm в своё время представили "упрощённый" , который мало отличался от флагманского функционально, но существенно дешевле стоил, так и Olympus решили заполнить нишу упрощённым "почти флагманом".

Как и в случае с Fujifilm, системные камеры OM-D с момента своего запуска имеют достаточно характерную и узнаваемую внешность, стилизованную под ретро-зеркалки. Как и в 70-е годы 20-го века основной упор делается на компактность, но при этом соизмеримую с "большИми" камерами функциональность и удобство использования.

Корпус E-M10 mark II выполнен из металла с прорезиненным покрытием передней части. Камера выглядит очень красиво, производит впечатление дорогого качественного изделия. Она идеально собрана, все чётко подогнано, ничего не скрипит, не люфтит и ощущается монолитно. В руках E-M10 mark II держать действительно удобно, несмотря на довольно маленький выступ батарейной ручки. Удобство обеспечивается благодаря небольшому выступу под большой палец на тыльной стороне камеры. На самом деле, уже все производители беззеркалок поняли, что таким нехитрым и очевидным способом можно существенно улучшить хват камеры, и практически повсеместно внедряют его, что радует.

Основных же минусов два. Во-первых, корпус, в отличии от старших OM-ов, не защищён от влаги. Влагозащищенных объективов в линейке Olympus уже предостаточно, так что дополнительная защита была бы полезным дополнением. Но с другой стороны, за счёт этого (в том числе) была существенно снижена стоимость камеры. И во-вторых, как и в старшей модели, все кнопки на корпусе камеры - мелкие и недостаточно выпуклые. Так что, обладателям больших рук (как и людям с не очень хорошим зрением) придётся привыкать к эргономике.

Кнопок на "десятке" меньше, чем "пятёрке", а программируемых - всего три. Кроме того, здесь нет интересного 2-позиционного переключателя, который присутствует на старших моделях и позволяет менять логику работы колёс управления (подробнее об этом есть в обзоре E-M5 mark II) . Все три колеса управления сосредоточены с правой стороны. Камера позволяет очень гибко настроить управление. Помимо трех функциональных клавишь, можно перепрограммировать кнопку активации видеозаписи, а также запрограммировать оба колеса управления. На выбор предоставляется более двадцати функций.

Учитывая, что камера достаточно маленькая, для удобства использования, колёса пришлось разнести по высоте и сделать рифлёными. Колесо выбора режимов, так вообще, существенно приподнято над корпусом. И нужно сказать, что выглядит это всё здОрово, реализовано качественно, да и пользоваться действительно удобно.

В камере используется 3-дюймовый дисплей с разрешением 1 037 Мп - по характеристикам такой-же, как и во всей линейке OM-D. То, что его сделали поворачивающимся в одной плоскости, видимо, заслуга маркетологов. Ничего не мешало сделать дисплей поворотным во всех плоскостях, как в E-M5 mark II, но была необходимость "развести" продукты, увеличив количество преимуществ между старшей и младшей моделями.

Дисплей сенсорный, с его помощью можно изменять зону фокусировки, скролить меню и пролистывать фото при просмотре. Но мультитач не поддерживается, так что привычным "смартфонным" жестом увеличить или уменьшить фото во время просмотра не получится.

Электронный видоискатель имеет такое-же разрешение, как и у других камер линейки - 2,36 Мп, но меньшее увеличение (1.23х против 1.48х, что заметно при использовании). Но наконец-то его реализовали на основе OLED-матрицы. В "пятерке" картинка казалась очень уж холодной, что вызывало дискомфорт. Здесь-же такого эффекта нет - изображение контрастное, теплое и приятное для глаз.

Кроме того, в новинке появился интересный режим работы ЭВИ - Simulated optical viewfinder (Симуляция оптического видоискателя) . В нём изображение в видоискателе не отображает реальную экспозицию, а пытается симулировать то, что мы теоретически должны видеть через оптический видоискатель (если бы таковой был). На практике - это не более чем интересная фишка, практическая польза от которой стремится к нулю.

ВСПЫШКА:

В камере есть встроенная вспышка и горячий башмак. Вспышка не мощная - ведущее число всего 8,2 при ISO200 (в пересчете для ISO100 ведущее число будет всего-то 5,6). Но в камеру такого размера едва-ли можно было разместить более мощное освещение. Вспышка может работать в таких режимах: авто, ручной (с установкой делителя мощности от 1/1,3 до 1/64), подавление эффекта «красных глаз», медленная синхронизация и медленная синхронизация с подавлением эффекта «красных глаз», синхронизация по второй шторке. Можно устанавливать компенсацию в диапазоне -3…+3 EV с шагом в 1/3 ступени. Скорости синхронизации можно регулировать в пределах от 1/250 до 1/60 секунды, а также установить режим высокоскоростной синхронизации (Super FP) с выдержкой 1/4000 секунды.

К сожалению, конструкция вспышки не позволяет изменять угол её наклона, так что направить её в потолок для получения более мягкого свето-теневого рисунка не получится.

Как видно из приведённой выше таблицы, отличия у камер минимальные. У E-M10 mark II, помимо упрощённого корпуса и видоискателя, ниже скорость серийной съёмки, а механический затвор ограничен минимальной скоростью срабатывания в 1/4000 сек (у старших моделей - 1/8000). Кроме того, есть незначительные отличия в реализации программных "улучшателей". Но, с другой стороны в камере есть функции, которыми не могут похвастаться даже старшие модели. Но, правда, все эти функции полностью программные и не исключено, что они могут появиться в других камерах OM-D с выходом новых прошивок.

Первое - режим AF Targeting Pad (Тачпад автофокус) . Если активировать эту функцию, можно глядя в электронный видоискатель производить фокусировку, проводя пальцем по дисплею. Сам дисплей, если поднести камеру к лицу, "гасится" датчиком приближения, работает только сенсорная панель. Это очень удобно, так как позволяет изменять точку фокусировки, не используя навигационные кнопки.

Еще одна интересная функция - Focus BKT (брекетинг по фокусировке) . Суть заключается в том, что камера может делать определенное количество снимков, автоматически смещая плоскость фокусировки от кадра к кадру. Тот, кто занимался предметной и макросъёмкой знает, что получение большой глубины резкости - это задача не из простых, так как даже сильное закрытие диафрагмы может не дать достаточную ГРИП, чтобы получить весь объект целиком в резкости. На сегодняшний день для решения подобных задач чаще всего используется метод совмещённого фокуса - Focus Stacking . Он позволяет увеличить глубину резкости путём объединения нескольких кадров с разной фокусировкой. Это самый качественный, но при этом и весьма трудоемкий, и затратный по времени метод. Во-первых, необходимо фокусироваться вручную, последовательно меняя плоскость фокусировки и при этом соблюдать определённый шаг. При этом, нужно учитывать, что с удалением объекта съёмки от камеры, увеличивается и , так что плоскости фокусировки будут расширяться. Во-вторых, учитывать, что при перефокусировке многие объективы незначительно изменяют , так что изображения будут не совсем идентичны. Это может создать дополнительную "возню" при совмещении снимков в графическом редакторе. И в-третьих, все снимки нужно делать так, чтобы при перефокусировке не захватывать "лишнюю" зону резкости, так как это тоже создает определённые дополнительные сложности при совмещении кадров.

После этого, полученные снимки можно объединить в фотографическом редакторе (Photoshop и любом другом на выбор).

Часть трудоёмкого вышеописанного процесса Olympus автоматизировали. Но без нюансов, конечно, не обошлось). Во-первых, полученные с помощью Focus BKT снимки все равно придётся объединять в графическом редакторе, так как внутрикамерная обработка этого делать не умеет. Во-вторых, с особенностями работы брекетинга придется разбираться эмпирическим путём. В камере есть 2 настройки, отвечающие за его работу: количество снимков (от 1 до 999) и сдвиг фокусировки, измеряемый в неких условных единицах (от 1 до 10). Так вот, эти параметры придётся подбирать, в процессе съёмки, методом проб и ошибок, так как определить сколько нужно снимков для получения резкого изображения камера сама не может, а понять логику сдвига фокусировки сходу не получится, так как это не понятно к чему привязанные величины.

Но, тем не менее, потратив некоторое количество времени на подбор нужных параметров, в дальнейшем можно существенно экономить время съёмки. Тем более, что сам автоматический процесс фотографирования проходит очень быстро.

Во всех трех камерах линейки Olympus используется, скорее всего, один и тот же сенсор на 16 мегапикселей (информацию о происхождении сенсоров и их модификациях производитель старательно прячет "за семью замками"). Во флагманском E-M1 в сенсор дополнительно интегрированы ещё и фазовые датчики, которые позволяют производить более точную следящую автофокусировку при съёмке движущихся объектов.

На сегодняшний день 16-мегапиксельный сенсор можно, де-факто, считать стандартом системы Микро 4/3. Пока что, есть только две камеры с сенсором на 20 Мп - это Olympus PEN-F и Panasonic DMC-GX8 . Размер сенсора для систем Микро 4/3 составляет 17.3 x 13.0 мм, в то время как размеры полного кадра - 36 x 24 мм. Если посчитать, то получится, что площадь сенсора Micro 4/3 в 3,8 раза меньше площади сенсора полнокадровой камеры. Значит, полный 35-мм сенсор с такой-же, как у E-M10 mark 2 плотностью пикселей, имел бы разрешение в 62 Мп. И ни для кого не секрет, что увеличение числа пикселей (а как следствие - уменьшение их размера и расстояния между ними) ощутимо сказывается на "шумности" получаемого изображения. На сегодняшний день только у Canon есть 35-миллиметровая камера с рекордным 50-мегапиксельным сенсором, в которой было изрядно "подкручено" максимальное значение ISO, чтобы "не пугать" пользователей сильным цифровым шумом. Потому, как мне кажется, даже 16 Мп - это максимальный разумный предел для такого размера матрицы, а 20 Мп - это уже "немного перебор".

У камеры очень неплохой динамический диапазон. Она отлично справляется со сценами, в которых присутствуют сильные перепады яркости. Из сильно недоэкспонированного RAW-файла путем нехитрых манипуляций в графическом редакторе, можно получить вполне приличную картинку. Естественно, проявятся шумы, но лишь в виде "зерна", а не грязных цветных пятен. Ниже пример фото: справа - оригинальный JPEG, слева - изображение из RAW-файла с "вытянутыми" тенями +80 в Adobe Camera RAW.

Что касается "шумности", инженеры Olympus, кажется выжали из данного сенсора всё, что можно было "выжать". Камера начинает шуметь уже на ISO1600, но позволяет получить вполне приличную картинку вплоть до ISO3200. На ISO6400 уже видна существенная потеря детализации и выше светочувствительность поднимать не стоит ни в коем случае.

Скачать оригиналы снимков, сделанных с использованием разных значений ISO (RAW+JPEG) для самостоятельного детального изучения можно по этой ссылке .

Традиционно, в камере используется контрастная система автофокусировки. В E-M10 mark II она такая же, как и в E-M5 mark II - 81 датчик фокусировки, практически полностью покрывающие кадр. Одиночная фокусировка очень быстрая и цепкая. Её точность практически всегда превышает точность фазовой автофокусировки зеркальных камер, так как фокусировка осуществляется датчиками, расположенными на матрице, а не отдельными датчикам, расположенными на зеркале, которые требуют очень точной юстировки.

В сравнении с я разницы не ощутил, автофокусировка очень быстрая. Но вот, если сравнивать с , то разница в работе автофокуса ощущается очень сильно. При единичной фокусировке (особенно в условиях низкой освещённости) Panasonic фокусируется быстрее и точнее. И это при том, что формально автофокусировочная система GM5 значительно проще - 23 датчика против 81. Но при использовании следящей автофокусировки, E-M10 mark II все же ведет себя корректнее, реже сбивается и теряет объект съёмки. И тем не менее, с полноценной съёмкой быстро движущихся объектов современные беззеркальные камеры с контрастным автофокусом пока не справляются. Здесь однозначное преимущество у камер с фазовой (или гибридной) автофокусировкой.

Камере досталась новая 5-осевая матричная система стабилизации изображения, но более упрощённая, относительно E-M5 mark II, модификация. К сожалению, и скорее всего, по этой причине в E-M10 mark II нет High Res Mode, который был у E-M5 mark II. Согласно спецификациям, стабилизатор может компенсировать до 4 EV (в E-M5 mark II - до 5 EV). На практике, мне удалось получать более-менее приемлемые снимки даже на выдержке 1/2 секунды. И это очень хороший результат.

А вот, что касается видео - тут уже стабилизатор старшей камеры справляется с колебаниями значительно аккуратнее. Так что, если планируете съёмку видео с рук - E-M5 mark II вне конкуренции.

ПЛЮСЫ КАМЕРЫ:

  • эффективный 5-осевой стабилизатор изображения;
  • отличное качество изображения (RAW и JPEG), широкий динамический диапазон;
  • быстрый и точный автофокус (для одиночной съёмки);
  • хорошее качество изображения, до ISO3200 включительно;
  • отличный контрастный OLED-видоискатель;
  • высокая скорость серийной съёмки;
  • интересные функциональные решения, такие как AF Targeting Pad и Focus BKT , которых (пока) нет даже в более дорогих камерах;
  • очень гибкая настройка "под себя" механических элементов управления камерой;
  • встроенный Wi-Fi и функциональное мобильное приложение для связи с камерой;
  • предусмотрен опциональный батарейный блок;
  • цена.

МИНУСЫ КАМЕРЫ:

  • нет внутрикамерной склейки панорам;
  • отсутствие выхода на наушники и микрофонного входа;
  • нет съемки 4К video;
  • низкая автономность;

ВЫВОДЫ:

В процессе подготовки выводов о Olympus E-M10 mark II не покидало ощущение Дежа-Вю, настолько перекликались выводы с обзором Fujifilm X-T10. Даже фраза "фактически за цену на 500 долларов ниже стоимости флагмана, вы получаете камеру, у которой по таким-то пунктам урезан функционал" более чем применима и к этому обзору, но с одним существенным "НО". Есть момент, который должен изрядно озадачить с выбором потенциальных покупателей.

Ключевое отличие между E-M10 mark II и E-M5 mark II (я сознательно не упоминаю E-M1, так как она технологически уже едва-ли может называться флагманом, думаю в самое ближайшее время производитель обновит её до E-M1 mark II) - это наличие более эффективного стабилизатора изображения у последнего. Этот фактор "тянет" за собой существенные бонусы при съёмке видео с рук и наличие интереснейшего High Res Mode .

Второй ключевой момент - не защищенный от воздействия влаги корпус.

Все остальные различия - программные (вернее сказать - маркетинговые), которые могут быть устранены с выходом очередной прошивки.

E-M10 mark II - это прекрасная высокотехнологичная камера в стильном, красивом, качественном, эргономичном (тут ещё можно добавить эпитеты) корпусе, которая ещё и выдает прекрасную картинку. Камера не боится сцен с большим перепадом яркостей, её RAW-файлы отлично "тянутся".

За эти-же деньги можно присмотреться к всё тому-же Fujifilm X-T10 или Panasonic Lumix G7 или Sony a6000. На стороне Fujifilm и Sony - больший размер сенсора (и как следствие меньшие шумы), но проще функциональное наполнение. На стороне Panasonic - лучше возможности по съёмке видео.

Olympus OM-D E-M10 Mark II – беззеркальная камера со сменными объективами стандарта Микро-4/3. Модель является младшей в линейке Olympus OM-D и приходит на смену OM-D E-M10. Пятиосевая стабилизация изображения (эффективностью до четырех экспоступеней), процессор TruePic VII, встроенная вспышка и ЭВИ разрешения 2.36 Мточек, поворотный сенсорный монитор, видеосъемка Full HD 1080@60/50/30/25/24p, режим съемки тайм-лапс в разрешении 4К, а также совершенно новый режим – брекетинг по фокусировке.

Полное официальное наименование модели звучит так: Olympus OM-D E-M10 Mark II, однако я для краткости буду называть камеру также OM-D E-M10 Mark II, или OM-D E-M10 II или даже просто E-M10 II.

  • Цельнометаллический корпус; компактная, прочная и легкая конструкция.
  • Матрица LIVE MOS разрешения 16 Мп формата 4/3 (17.3х13.0 мм).
  • Улучшенная пятиосевая система оптической стабилизации на сдвиге матрицы (работающая и при фото-, и при видеосъемке), с автоматическим распознаванием оптимального режима с учетом панорамирования (S-IS Auto).
  • Двухъядерный процессор TruePic VII.
  • Сенсорный монитор с диагональю 3″, разрешения 1.04 Мточек формата 3:2, поворотный по одной оси.
  • Возможность работы дисплея в режиме «Тачскрин АФ» – вы смотрите в видоискатель, а точку фокусировки указываете на дисплее.
  • Встроенный электронный OLED-видоискатель (ЭВИ) высокого разрешения 2360000 точек с датчиком глаза и со 100% полем обзора.
  • Возможность перевода ЭВИ в режим «Симуляции оптического видоискателя» (при этом вводимая экспокоррекция и другие настройки отображаются сразу на основном мониторе, но не в ЭВИ).
  • Диапазон чувствительности от ISO200 (с расширением ISO100) до ISO25600.
  • Короткие выдержки от 1/4000 секунды (и от 1/16000 с электронным затвором).
  • Серийная съемка до 8.5 кадр/с.
  • Автофокус с 81 зонами (9х9), с выбором групп, распознаванием лиц и ближнего глаза.
  • Улучшенный по сравнению с E-M10 режим непрерывного автофокуса C-AF.
  • Функция пикинга при ручной фокусировке (оконтуривание объектов, которые в фокусе).
  • Новая функция брекетинга по фокусу (Focus BKT), с настройкой количества кадров и величины сдвига плоскости фокусировки.
  • Сюжетные программы и эффекты художественной обработки «Арт-фильтры» (два новых по сравнению с E-M10 – Винтаж и Частичный цвет).
  • Коррекция перспективных искажений «на лету».
  • Видеосъемка в разрешении Full HD 1080@60/50/30/25/24p, формат ALL-I с потоком 77 Мб/с (при 30/25p), IPB с потоком 52 Мб/с. Опции ускоренной и замедленной видеосъемки.
  • Запись стереозвука при видеосъемке.
  • Интервальная съемка с возможностью склейки тайм-лапс видеороликов.
  • Разъем для подключения внешней вспышки и других аксессуаров.
  • Встроенный Wi-Fi для дистанционного управления и передачи файлов на внешние устройства.
  • Габаритные размеры (по данным производителя, корпус без выступающих частей): 119.5×83.1×46.7 мм.
  • Вес: 390 г (с аккумулятором и картой памяти).

Одной из самых сильных сторон беззеркальных системных камер Olympus я считаю великолепную систему стабилизации изображения. Стабилизатор в камере OM-D E-M10 Mark II улучшен по сравнению с предыдущей моделью E-M10, вместо «трехосевой» система стабилизация стала «пятиосевой» и обеспечивает компенсацию до четырех экспоступеней. Причем работает стабилизатор как при фотосъемке, так и при записи видео (во втором случае в сочетании с электронной стабилизации картинки).

Для удобства сравнения совместим в одной таблице важнейшие характеристики трех камер Olympus OM-D – предыдущей E-M10, новой E-M10 Mark II, а также старшей модели E-M5 Mark II. Зеленым цветом отмечены выигрышные моменты, выделяющие одну из моделей, красным – относительные недостатки.

Камера Olympus OM-D
Матрица

16 Мп
Live MOS

16 Мп
Live MOS

16 Мп
Live MOS

Процессор
Стабилизация изображения 3-осевая
(3 EV)
5-осевая
(4 EV)

5-осевая
(5 EV)

Электронный затвор Нет Да
Минимальная выдержка 1/4000 c

1/4000 с
(1/16000 с электронным затвором)

1/8000 с
(1/16000 с электронным затвором)

Диапазон ISO 200-25600 200-25600
(с расширением 100-25600)

200-25600
(с расширением 100-25600)

Монитор

1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный

1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный

1.04 Мточек
3″
LCD
Вращающийся
Сенсорный

Встроенный
электронный
видоискатель
1.44 Мточек
LCD
0.58x
2.36 Мточек
OLED
0.62x

2.36 Мточек
OLED
0.74x

Режим тачпэд АФ Нет Есть
Серийная съемка 8 кадр/с 8.5 кадр/с

10 кадр/с

Встроенная вспышка Есть Есть
Видеосъемка Full HD
1080@30p
Full HD
1080@60/50/30/25/24p

Full HD
1080@60/50/30/25/24p

Тайм-лапс 4К Нет Есть (5 кадр/с)
Микрофонный разъем Нет Нет

Да

Брекетинг по фокусировке
Нет Да Нет
Защищенное исполнение Нет Нет

Да

Габаритные размеры

119 x 82 x 46 мм

120 x 83 x 47 мм

124 x 85 x 45 мм

Вес 400 г 390 г

Очень интересной мне представляется новая функция брекетинга по фокусировке (Focus BKT), которая появилась в E-M10 Mark II. Суть ее в том, что камера по нажатию кнопки спуска делает не один снимок, а несколько, последовательно смещая плоскость фокусировки от кадра к кадру, как бы «пробегая» по снимаемому объекту в объеме. При этом можно настраивать как количество кадров в брекетинг-серии, так и величину сдвига фокуса от кадра к кадру.

Olympus OM-D E-M10 Mark II поступит в продажу в середине сентября 2015 в серебряном и черном цветах. Основным вариантом комплектации будет камера с объективом M.Zuiko Digital ED 14-42/3.5-5.6 EZ (стоимостью 47999 рублей), также будет доступен вариант камеры без объектива (стоимостью 39990 рублей).