Что такое микротема в русском языке. Микротема это

Урок "Текст. Тема и микротема"

Учитель: Бритвина И.В.

Цель урока:

    научить определять тему текста, основную мысль текста, выделять микротемы, делить текст на абзацы.

    развивать творческую, речевую, мыслительную активность, умение отстаивать свою точку зрения.

    воспитывать чувство любви к родному краю, к Родине.

1. Тема нашего урока: Текст. Тема и микротема.

Сегодня на уроке мы будем учиться правильно определять тему текста, основную мысль текста, делить текст на абзацы. Это очень важное умение, оно вам поможет успешно сдать экзамены в старших классах. Мы с вами уже знакомились с понятием текст и тема текста. Давайте вспомним, что же такое текст. А для этого выполним следующее задание. Перед вами разноцветные листочки. Скажите, можем ли мы назвать их текстом? Докажите свою точку зрения. Что нужно сделать, чтобы эти предложения стали текстом? Разложите листочки так, чтобы получился текст. (Текст предлагается на отдельных разноцветных листочках) .

I. Осенью певчие птицы улетают на юг.

II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.

III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.

IV. Все они будут ждать возвращения на родину.

(Евгений Чарушин)

Текст – это группа предложений, связанная темой и основной мыслью.

А что же такое тема текста? Где может быть отражена тема?

Тема - о чём или о ком говорится в тексте.

2. О чём этот текст? Какова тема данного текста, попробуйте определить. Как можно озаглавить текст?

3. Какова основная мысль данного текста?

Основная мысль текста – то, что хотел сказать нам автор.

Основная мысль текста может находиться:

    В заголовке

    В одном из предложений текста

    Можем сформулировать сами.

Варианты заголовков:

    Скворцы

    Скворцы на чужбине

    Любовь к Родине

В чужих краях тепло и сытно, а скворцы не поют и не выводят птенцов. Почему? Докажите свою точку зрения.

Какие пословицы подтверждают наши мысли?

    На чужой стороне и весна не красна.

    Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

    Всякому мила своя сторона

    Каждому свой край сладок

    На чужой стороне родина милей вдвойне

    За морем теплее, а на родине милее.

Выпишите по две пословицы, которые отражают основную мысль текста Евгения Чарушина.

Мы с вами определили тему текста и основную мысль. А что же такое микротема? Вспомните слова, которые начинаются с микро.

Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого. Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.

А как вы думаете, что такое микротема?

Запишите в тетрадь

Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.

Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

Прочитайте текст, определите его тему, озаглавьте.

Варианты заголовков:

    Родина;

    Любовь к родине.

Сколько можно в этом тексте выделить микротем?

Разделите текст на абзацы.

Родиной мы зовём нашу страну потому, что в ней мы родились, потому, что в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Родина – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней. В жизни человека огромную роль играет любовь. Это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу, городу или селу. Ещё одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране. Мы любим нашу Родину. Мы любим её бесконечные равнины, её величавые леса, её большие и малые реки, её города и сёла. Каждый её уголок, как бы он далеко от нас ни находился, близок и дорог нам.

Вывод: Автор текста говорит нам о том, что любовь к родине начинается с любви к своей семье, своему селу, своей школе.

Закончите предложение и запишите в тетрадь: Родина для меня - это

Дома на выбор:

    Составьте текст по данному началу: Я люблю… свою семью, школу, село, родную природу.

    Напишите сочинение-рассуждение по одной из выбранных пословиц.

г//ж//з по-

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

Комплексный анализ текста № 17. Слово о слове «подвиг»

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)… Подвиг. (2)Какой великой чуд..действенной силой облада..т наш русский язык, создающий слова, с..гретые теплом и выражающие силу безграничной души русск..го человека! (3)В самом звучани.. слова «подвиг» скрыто что(то) могучее. (4)Его корень и ист..рическим чередованием согласных г//ж//з несёт в себе значение действия, движения, свершения. (5)Приставка по- прид..ёт слову значение з..конченности действия, его результативн..сти, целенаправленн..сти и силы, вложе(н/нн)ой в перв..начальный смысл этого слова. (6)В русском языке очень много сильных, глубоких, пр..чувствова(н/нн)ых слов, но это – особенное. (7)Слова «подвиг» нет ни в одном языке мира. (8)В нём изначально з..ложено пон..мание доброты, справедлив..сти, жертвенн..сти, способност.. к самосовершенствованию русского человека.

(9)Слово «подвиг» - это слово-учитель! (10)Оно показыва..т, что каждый жизне(н/нн)ый путь человека должен быть (не)прерывным движением к добру и совершенству, каждый день человек должен стремит(?)ся с..вершить маленький шаг, «подвижку». (11)Это и есть подвиг – подвиг п..строения своей жизн.. на основах дв..жения, сам..совершенствования, любви к людям. (12)Пример такого подвига – жизнь преподобного, святого подвижника и героя Русск..й земли – Сергия Радонежского.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выполните синтаксический разбор предложения № 2.

7. Выполните фонетический разбор существительного из предложения № 1.

8. Объясните постановку тире в предложении № 9.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Текст. Смысловая целостность текста

Устная и письменная речь. Текст. Смысловая целостность текста

Язык существует в двух разновидностях речи: устной и письменной. С помощью устной речи люди непосредственно общаются друг с другом. Устная речь - это живое, непринуждённое и неподготовленное общение в режиме реального времени, и композиция этого общения всецело зависит от конкретной ситуации. Общение с помощью письменной речи, напротив, всегда подготавливается заранее и строится с учётом возможной временно́й дистанции между общающимися. Поэтому автор письменного сообщения заинтересован в том, чтобы оно было целостным и с точки зрения темы, и с точки зрения смысла, и с точки зрения композиции, т. е. было бы в собственном смысле слова текстом.

Текст (лат. textum - ткань, сплетение, соединение) - это последовательность предложений, связанных по смыслу и грамматически, созданная с целью охарактеризовать (раскрыть) некоторую тему. Употребляя слово текст, мы в основном имеем в виду нечто написанное. При этом не следует забывать, что есть такие жанры, которые, как правило, существуют в устной форме, но готовятся как письменные тексты (например, доклад или лекция).

Смысловая целостность текста связана с несколькими понятиями:

2) тема текста;

3) основная мысль текста;

4) раскрытие темы текста;

Тема текста - это предмет либо явление, находящиеся в центре внимания автора. Усилия автора направлены на то, чтобы дать характеристику теме, раскрыть тему текста.

Основная мысль текста - это общая характеристика, данная в тексте теме.

Основная мысль иногда может быть напрямую выражена в тексте, а иногда выводится из его содержания.

Тема раскрывается через ряд связанных друг с другом суждений, каждое из которых прямо или косвенно характеризует тему. Суждения эти могут иметь, в свою очередь, разнообразную тематику. Частные темы, возникающие по мере раскрытия главной, называются микротемами. Учёт микротем необходим для выведения основной мысли текста.

Позиция (точка зрения) автора. Выбирая тему текста и раскрывая её с помощью определённых микротем, автор текста проясняет для читателя свою ценностную позицию относительно темы и основной мысли текста. Он прямо или опосредованно выражает собственную оценку тезисов текста и явлений, отражённых в нём.

Ответ от Восходитель...[гуру]







Источник:

Ответ от ВОФГ [новичек]
оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо


Ответ от Nik Rol [новичек]
микротема - абзац тема во


Ответ от Ёаша Мишин [новичек]
Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.
Как определить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.


Ответ от WaRbOrN Play [новичек]
содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.
Как определить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.
.


Ответ от ЀУСЛАН БЕЛЫЙ [новичек]
Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.
Как определить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.
Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста


Ответ от Анна Иванова [новичек]
одной мыслью – абзац.
Как определить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.
Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста.


Ответ от Диана Амирова Дамировна [новичек]
Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.
Как определить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.
Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста.


Ответ от Елена абдуллаева [новичек]
Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.
Как определить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.
Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста


Ответ от Диана Куликова [новичек]
Выражая мысль, автор чаще всего движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть одной общей темы называют ПОДТЕМОЙ или МИКРОТЕМОЙ

Тема текста — о чем этот текст.
Тема текста раскрывается через несколько маленьких подтем- МИКРОТЕМ.
Микротема текста- это главная мысль одного абзаца.
Основная мысль текста — что нам сказал автор по данной теме, к чему привлек наше внимание.

Пример выделения микротем в тексте:

Известный психолог Эрик Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет несколько основных «жизненных сценариев», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом. Берн считал, что сценарий составляется ещё в детстве, на выбор его большое влияние оказывает наше ближайшее окружение. Из поколения в поколение в семье передаётся определённый стиль жизни, определённый тип реагирования (в частности на взаимоотношения с противоположным полом), определённый «жизненный сценарий».
Изменить свой сценарий , чтобы решить какую-либо психологическую проблему, непросто , но по силам любому, хотя и считается, что уже к семи годам основа «жизненного сценария» написана. Но человек сам может строить свою жизнь, просто нужно понимать, какое сильное влияние имеют подсознательные сценарии, заложенные в детстве и в опыте всей предыдущей жизни.
Решая повседневные задачи, преодолевая возникающие трудности, человек тем самым двигается к своей цели, приближению к совершенству и гармонии. Поэтому можно не ломать голову, какой жизненный сценарий родители передали тебе. Считается, что избавиться от осуждения родителей, да и старшего поколения, человек сможет только тогда, когда в своей жизни сумеет преодолеть «родовые» проблемы. А наличие осуждения, таким образом, является показателем того, что человек сам имеет те же недостатки, в которых обвиняет своих родителей. (По Позднякову В.А.) 177 слов

1 абзац (микротема №1) — Психолог Эрик Берн утверждает: в детстве складывается жизненный сценарий каждого человека, во многом на это оказывает влияние стиль жизни его семьи.

2 абзац (микротема №2) — Чтобы попытаться изменить жизненный сценарий, необходимо учитывать важные события детства и опыт предыдущей жизни человека.

3 абзац (микротема №3) — Жизненный сценарий перестаёт быть важным для человека, когда он перестаёт осуждать своих родителей, тем самым показывая, что избавился от «родовых» проблем.

Цель урока:

  • научить определять тему текста, основную мысль текста, выделять микротемы, делить текст на абзацы.
  • развивать творческую, речевую, мыслительную активность, умение отстаивать свою точку зрения.
  • воспитывать чувство любви к родному краю, к Родине.

1. Тема нашего урока: Текст. Тема и микротема.

Сегодня на уроке мы будем учиться правильно определять тему текста, основную мысль текста, делить текст на абзацы. Это очень важное умение, оно вам поможет успешно сдать экзамены в старших классах. Мы с вами уже знакомились с понятием текст и тема текста. Давайте вспомним, что же такое текст. А для этого выполним следующее задание. Перед вами разноцветные листочки. Скажите, можем ли мы назвать их текстом? Докажите свою точку зрения. Что нужно сделать, чтобы эти предложения стали текстом? Разложите листочки так, чтобы получился текст. (Текст предлагается на отдельных разноцветных листочках) .

I. Осенью певчие птицы улетают на юг.

II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.

III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.

IV. Все они будут ждать возвращения на родину.

(Евгений Чарушин)

Текст – это группа предложений, связанная темой и основной мыслью.

А что же такое тема текста? Где может быть отражена тема?

Тема - о чём или о ком говорится в тексте.

2. О чём этот текст? Какова тема данного текста, попробуйте определить. Как можно озаглавить текст?

3. Какова основная мысль данного текста?

Основная мысль текста – то, что хотел сказать нам автор.

Основная мысль текста может находиться:

  • В заголовке
  • В одном из предложений текста
  • Можем сформулировать сами.

Варианты заголовков:

  • Скворцы
  • Скворцы на чужбине
  • Любовь к Родине

В чужих краях тепло и сытно, а скворцы не поют и не выводят птенцов. Почему? Докажите свою точку зрения.

Какие пословицы подтверждают наши мысли?

  • На чужой стороне и весна не красна.
  • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Всякому мила своя сторона
  • Каждому свой край сладок
  • На чужой стороне родина милей вдвойне
  • За морем теплее, а на родине милее.

Выпишите по две пословицы, которые отражают основную мысль текста Евгения Чарушина.

Мы с вами определили тему текста и основную мысль. А что же такое микротема? Вспомните слова, которые начинаются с микро.

Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого. Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.

А как вы думаете, что такое микротема?

Запишите в тетрадь

Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.

Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

Прочитайте текст, определите его тему, озаглавьте.

Варианты заголовков:

  • Родина;
  • Любовь к родине.

Сколько можно в этом тексте выделить микротем?

Разделите текст на абзацы.

Родиной мы зовём нашу страну потому, что в ней мы родились, потому, что в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Родина – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней. В жизни человека огромную роль играет любовь. Это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу, городу или селу. Ещё одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране. Мы любим нашу Родину. Мы любим её бесконечные равнины, её величавые леса, её большие и малые реки, её города и сёла. Каждый её уголок, как бы он далеко от нас ни находился, близок и дорог нам.

Закончите предложение и запишите в тетрадь: Родина для меня - это

Дома на выбор:

  • Составьте текст по данному началу: Я люблю… свою семью, школу, село, родную природу.
  • Напишите сочинение-рассуждение по одной из выбранных пословиц.