Важные рекомендации проверки объектива перед покупкой как с рук, так и в магазине. Покупаем б.у объектив

Все проблемы при выборе б.у. объективов сводятся к одному: объективом пользовались. А это значит, что им много фотографировали, ставили и снимали с камеры, где-то хранили, попадали с ним под дождь, много и часто крутили зум, протирали линзы… Как же выбрать б.у. объектив и не вляпаться? На что обратить внимание при покупке? Как определить мёртвое стекло? После основательной и рассказа о том, меня завалили вопросами про объективы, и спустя время я наконец-то решился написать соответствующую статью. В ней разложил по полочкам основные проблемы, которые возникают при выборе б.у. объективов, и попытался рассказить, как с ними не столкнуться.

Отсутствующие крышки/бленды

Перед осмотром б.у. объектива посмотрите в интернете, идёт ли с ним в комплекте бленда . Если идёт, то спросите у продавца её.

Само по себе отсутствие бленды — не решающий фактор, но к дорогим моделям бленду найти очень тяжело, а часто и дорого, поэтому отсутствие оного девайса — отличный повод поторговаться.

Что касается крышек, у любого продаваемого объектива всегда должны быть в наличии 2 крышки, передняя и задняя. Без задней крышки покупать объектив ВООБЩЕ нельзя, за переднюю можно торговаться (если у объектива на затёрто просветляющее покрытие и нет отпечатков пальцев, в противном случае покупать стекло не стоит). Кроме того, помните: крышки большого диаметра и нестандартных размеров (62, 68, 77, 82 мм) бывает найти достаточно трудно. Скорее всего, вам придётся заказывать их на ebay или ещё где. А если вы покупаете объектив третьих фирм (Tokina, Sigma, Tamron и так далее), то вы с большой вероятностью вообще не сможете найти на него крышечку с нужным вам названием фирмы. Придётся купить или крышку без надписи, или с моделью вашего фотоаппарата.

Если объектив хранили без крышек , то практически 100% вероятность того, что у него будет повреждено просветляющее покрытие, будет множество микроцарапин на задней линзе (а это ооооочень плохо), в механизмах будет полно пыли, которая потом перекочует в шахту фотоаппарата и во внутренности объектива.

Затёртое просветляющее покрытие на задней линзе

Первая проблема, она же главная. На стёклах любого более-менее современного объектива есть просветляющее покрытие, которое делает изображение более резким, избавляет его от хроматических аберраций и комы, устраняет зайцы и блики, и, как следствие, позволяет объективу быстрее фокусироваться. При осмотре б.у. объектива стоит очень внимательно к этому относиться.

Как проверить просветляющее покрытие? Возьмите объектив, поверните его передней линзой к свету и посмотрите на отражения, которые в нём возникают. Вы увидите радужные блики, чаще всего фиолетового цвета. Иногда бывают зелёные, но самое главное — при небольшом повороте объектива вы должны увидеть, что эти блики равномерны на всей плоскости передней линзы.

Если вы видите неравномерности в отражении, блик прерывается или ступенчато меняет цвет в разных частях линзы, то с просветляющим покрытием проблемы. Визуально это выглядит как затёртое, неопрятное стекло. Чаще всего страдает центр линзы.

Отпечатки пальцев на линзах объектива

Также на просветляющем покрытии могут быть видны отпечатки пальцев: соли и жиры, содержащиеся на руках, в некоторых случаях могут реагировать с просветляющим покрытием, и тогда отпечаток остаётся на линзе навсегда. Если при осмотре объектива вы обнаружили на линзах отпечатки пальцев или рук, стоит насторожиться: во-первых, с прибором обращались не бережно, во-вторых, скорее всего, вы уже никогда не сможете их оттереть (даю гарантию, что продавец пытался это сделать, но не смог).

Отпечатки пальцев тоже ухудшают качество картинки, уменьшают контраст, резкость, и вообще.

Пыль на линзах

Осматривая объектив на свету, обратите внимание на количество пыли. Наличие нескольких пылинок снаружи на передней и задней линзах — не страшный симптом. Пыль может появляться на линзах, это норма. Вы можете тут же, при продавце, сдуть пылинки грушей. Не надо лезть туда кисточкой, чтобы не нервировать продавца и не дать ему повода для спекуляций. Займётесь этим потом.

Пыль на внешней стороне передней линзы практически не влияет на картинку до той поры, пока вы не начинаете фотографировать при ярком контровом освещении. Стоит в кадр попасть солнцу или другим ярким источникам света, каждая пылинка начинает бликовать. Как минимум это ведёт к потере контраста, а как максимум — к полному его отсутствияю, невозможности фокусировки в солнечный день, некрасивым бликам и зайцам при попадании в кадр ярких источников света.

Пыль на внутренней линзе объектива (той, которая ближе к фотоаппарату) влияет на картинку более ощутимо: при закрытой диафрагме на снимках могут появляться серые точки пылинок.

Сдув пыль с наружной стороны линз, откройте диафрагму объектива и посмотрите его на просвет.

Как открыть диафрагму объектива Canon/Nikon? — напишу статью позже.

Оцените количество пылинок, которые осели внутри объектива . Небольшое количество пыли на внутренних линзах — норма для любого более-менее старого объектива, но не норма для топовых моделей ведущих производителей фототехники. Помните, что, покупая бюджетное стекло, вы заведомо миритесь с его слабой (или отсутствующей) пылевлагозащитой. У дорогих стёкол (например, Nikkor 24-70 2.8G, Canon 24-70 2.8, Nikkor 70-200 2.8G, Canon 70-200 2.8, Canon 85 1.2, Nikkor 85 1.4G и т.д.) пылевлагозащита находится на совершенно другом уровне, а значит наличие пыли внутри может свидетельствовать о неаккуратной эксплуатации в грязных условиях, либо о кустарном ремонте (смотрите внимательно болты). Строго говоря, это еще не повод отказываться от покупки, но повод поторговаться или призадуматься. 2-3 пылинки никак не повлияют на картинку.

Если же пыли очень много , от покупки лучше отказаться.

Пыль внутри объектива ведёт к потере контраста, а чистка его в сервисе может обернуться для вас половиной стоимости объектива, при этом результат не гарантирован: может статься, что забранный из сервиса объектив вообще не будет фокусироваться, и вы ничего не докажете.

Общий износ объектива от нормального использования


Объективы изнашиваются не так быстро, как фотоаппараты, и поэтому зачастую работают долгие и долгие годы. Однако, тут есть некоторые нюансы.

Осматривая объектив, потрясите слегка его возле уха в тихом месте и внимательно послушайте: постукивание в недрах устройства свидетельствует о том, что механизм уже «устал». Если речь о недорогих объективах, то это чуть ли не норма, но если вы выбираете линзу старшей модели, стоит призадуматься.

Покрутите кольца зума, фокусировки и регулировки диафрагмы (все, что есть): каждое кольцо должно вращаться плавно, равномерно, с постоянным и ровным усилием, слегка «вязко», но не тяжело. Если при вращении кольца ощущаются рывки и подклинивание, если кольцо сидит не жёстко и болтается, это может говорить о сильной выработке механических частей.

Переключите все выключатели объектива, которые есть (мануальный фокус, стабилизатор, ограничение дистанции фокусировки). Они должны включаться упруго, мягко, без хруста, с чётким (и даже приятным) щелчком. Если переключатели подклинивают, переключаются с разным усилием, хрустят, это может сказать вам об их износе, песке внутри объектива, либо об общем износе объектива.

Недорогие объективы не предназначены для постоянного многочасового использования в жёстком профессиональном режиме, т.к. все их рабочие механизмы изготовлены из пластика или не слишком качественного металла. Как следствие, если объектив не из профессиональной линейки попадает в руки к профессионалу, очень быстро объектив разбалтывается, механизмы зума и фокусировки приобретают люфты, начинает болтаться даже блок линз, что приводит к нарушению плоскости фокусировки (полкадра могут быть нерезкими) и к возможной поломке (разрывы шлейфов, заклинивание зума, залипание диафрагмы,)


Осмотрите пластик и металл объектива. Как правило, производители покрывают его приятным глазу и руке матовым напылением. Оно может быть равномерным или состоять из небольших текстурных «капелек», но должно быть достаточно равномерным по всему объективу.

От долгого профессионального использования, неаккуратного хранения и переноски матовое напыление на пластиковых и металлических деталях полируется и становится блестящим. При этом выпуклые части блестят сильнее, чем все остальные. Вообще такая затёртость подержанных объективов не является чем-то криминальным. Однако, если продавец уверяет, что объективом практически не пользовались, то знайте: врёт. Можно как минимум торговаться.


Осмотрите резинки. Резиновые кольца зума, фокусировки и другие (если есть) должны сидеть плотно, не проворачиваться при использовании объектива, выглядеть аккуратно.

Как правило, проблема разбухших и растянутых резинок свойственна объективам фирмы Nikon. От постоянной эксплуатации резинки пропитываются кожным салом и другими компонентами, выделяющимися на руках фотографа. В результате резина разбухает и вытягивается, кольца начинают проворачиваться и даже сваливаться с объектива, выглядят неопрятно. Само по себе это, опять же, норма для старых объективов. Но если продавец уверяет, что объективом «пользовалась бабушка раз в год на Пасху», то не верьте: разбухшие резинки возникают от реально частого и интенсивного использования. Торгуйтесь.

Кстати, мой опыт подтверждает, что разбухшие резинки можно спасти : достаточно замочить их минут на 10-15 в бензине для зажигалок или очищенном бензине «Галоша», после чего вынуть, просушить сутки и примерить обратно. Если резинка всё ещё велика, процедуру повторять до победы.

Механические повреждения объектива

Если нормальные следы использования, как правило, не являются существенной помехой при покупке объектива, то механические повреждения уже должны вас насторожить. Они могут свидетельствовать о том, что объектив побывал в серьёзных переделках. Правда, бывают повреждения как серьёзными, так и не очень.

Осмотрите пластик и металл на предмет царапин .

Лёгкая потёртость в нижней части объектива (где обычно серийный номер) — практически норма для б.у. линз, ведь камера вместе с объективом, как правило, именно этой частью прикасается к поверхностям, на которых лежит.

Неглубокие царапины на краске и пластике должны насторожить вас в чуть большей степени: они свидетельствуют о том, что объектив не слишком бережно хранился и, возможно «летал».

Гораздо серьёзнее нужно относиться к следам резких ударов на углах объектива : внимательно осмотрите переднюю кромку, на которую обычно прикручиваются фильтры и цепляется крышка. Именно переднему краю чаще всего достаётся при неосторожном обращении, когда фотоаппарат, вися на шее фотографа, встречает разнообразные препятствия в виде других фотографов, деревьев, камней (в походе) и т.д.

И уж совсем серьёзно задуматься нужно, если есть царапины на линзах.

  • Царапина на задней линзе (даже самая маленькая!) — это всё, это конец. Покупать такой объектив можно только за бесценок.
  • Царапина на передней линзе не столь фатальна: если она не прямо в центре, а ваш объектив имеет фокусное расстояние от 50мм и больше, то вряд ли вы когда-нибудь заметите хоть сколько-то сильного влияния царапины на изображение. Но вот если вы рассматриваете широкоугольный объектив (обычно в диапазоне 8-28мм), то царапина может очень сильно попортить вам настроение. Солнце, попавшее в кадр, будет иметь вид блямбы вместо красивой 9-лучевой (6,8,13-лучевой) звезды, а если вы снимаете интерьер, и у вас много источников света, то вы рискуете получить полный букет зайчиков, которые вряд ли будут украшать ваше фото.

Если вы собираетесь профессионально расти в пейзажной и интерьерной фотографии, то проследите, чтобы чистота передней линзы была идеальна.


Осмотрите байонет объектива (ту часть, которой он крепится к камере). На младших моделях объективов (которые, как правило, идут в комплекте с недорогими камерами) байонет пластиковый, и от интенсивного использования с частой сменой объективов пластик истирается, на нём появляются вмятины, борозды, и объектив перестаёт жёстко «держаться» в своём гнезде. Это негативно влияет на плоскость резкости, может привести к нарушению контакта с камерой. Объектив с убитым байонетом брать нежелательно.

Объективы. Особенности, отличия, проблемы.

Инструкция

Перед покупкой объектива обязательно возьмите с собой камеру. Также желательно прихватить фонарик и ноутбук для тестирования качества получаемых снимков и линзы. Вы можете распечатать специальные мишени, чтобы проверить фокусировку и настраиваемую через объектив резкость. Предварительно изучите модели объективов в интернете, их параметры и возможные проблемы. Определите конкретные изделия, которые вы бы хотели протестировать.

Придя в магазин и выбрав нужную оптику, проверьте ее комплектацию. В одном комплекте с линзой должны поставляться крышки, бленда, гарантийный талон и руководство по использованию. Некоторые модели комплектуются чехлом.

Возьмите объектив и внимательно изучите его корпус и линзу. Обратите внимание на потертости, царапины, трещины или следы ударов. Некоторые продавцы пытаются продать линзы, бывшие в использовании, в качестве новых, а потому следует быть как можно внимательнее. Если на изделии имеются царапины или следы использования на резьбе для фильтра, лучше всего отложите объектив в сторону и обратите внимание на другие модели.

Покрутите колеса для фокусировки и зума. Все кольца должны вращаться легко и плавно. При наличии проверьте ползунки переключения режима фокусировки, включения стабилизатора и т.п. Посветите фонариком под углом к линзе и оцените количество пыли, которое могло скопиться внутри устройства. Новая оптика не должна иметь много пыли внутри корпуса.

Установите линзу на фотоаппарат. Зазор между объективом и байонетом устройства должен быть минимальный. Проверьте фокусировку, стабилизатор. Сделайте пару пробных снимков, используя распечатанные мишени или снимая другие объекты. После съемки подключите фотоаппарат к ноутбуку и детально просмотрите полученные снимки. Проверьте настройки резкости, измените режимы съемки. Если полученный результат вас устраивает, вы можете приобретать нужный объектив.

Обратите внимание

Старайтесь покупать только новую оптику, поскольку старые линзы, как правило, могут иметь различные дефекты и способны потерять некоторые свойства.

Объектив - едва ли не важнейшая часть фотоаппарата, от которой напрямую зависит качество снимка. Несмотря на то, что хорошая оптика требует значительных вложений, есть способы, как можно сэкономить средства и приобрести объектив, с помощью которого можно успешно воплотить творческий замысел фотографа.

Вам понадобится

  • Цифровой или пленочный фотоаппарат, к которому технически возможно присоединить объектив

Инструкция

Для начала следует выяснить, какой моделью фотоаппарата вы обладаете, иначе подобрать подходящий объектив будет весьма проблематично. Существует огромное количество моделей камер самых разных форматов. Вам нужно знать не только марку фотоаппарата (например, Canon, Nikon, «Зенит»), но и тип байонета, поддерживаемый камерой. Эта информация, как правило, содержится на корпусе фотоаппарата или в инструкции, прилагающейся к нему. Также вы сможете уточнить эти данные на сайтах производителя вашей техники или на специализированных ресурсах.
Байонет - это крепление линзы к фотоаппарату. Например, советские объективы, подходящие к камере «Зенит», имеют резьбовое крепление с диаметром резьбы 42 мм (отсюда и название - М42). Чтобы присоединить такие стекла к современным зеркальным аппаратам, таким как Canon или Nikon, потребуется кольцо-переходник, поскольку у этих камер вместо резьбового крепления применяется другое, разработанное специально для той или иной марки.

Как правило, каждый производитель фототехники, помимо камер, выпускает и объективы для них. Такая оптика обычно идеально подходит к фотоаппарату и работает лучше всего, хотя имеет высокую стоимость. Чтобы максимально сэкономить на новом объективе, выбирайте фирменные магазины, где нет дилерской накрутки на товар. Обязательно сравните цены в интернете, чтобы не попасть впросак. Возможно, вы найдете самый лучший вариант в интернет-магазине.

Можно также приобрести подержанный объектив, на покупке которого можно сэкономить порой половину суммы нового. В первую очередь, искать объявления о продаже стоит на специализированных форумах, где можно выяснить, насколько продавец опытный и добросовестный, здесь же вы сможете спросить совета у других пользователей. Также объявления можно искать на площадках типа «Из рук в руки» или Avito.
Выбирая оптику, бывшую в употреблении, будьте крайне внимательны, потому что вернуть товар обратно уже не будет возможности. Перед покупкой объектив нужно тщательно осмотреть на предмет сколов, царапин и пыли, особенно на линзах. Спросите у продавца разрешения сделать несколько пробных снимков с объективом на вашу камеру.

Если вы хотите купить дешевый объектив, то стоит обратить внимание на сторонние фирмы, которые производят аксессуары для различных марок, например, Tamron или Sigma. Цена у таких объективов будет на порядок ниже «родных», однако и качество может оставить желать лучшего. Перед покупкой подобной оптики обязательно изучите

Качественные фотографии можно получить только с качественным объективом. Основными параметрами объектива, влияющими на качество фотографий являются: точность фокусировки, резкость, дисторсия, хроматические аберрации.

При покупке объектива проверить его на наличие брака можно, используя различные таблицы. Таблицы распечатывают на листе бумаги формата А4. Если есть возможность, то желательно протестировать объектив в магазине. Проверять результат лучше на мониторе компьютера.

Проверка точности фокусировки

Объектив должен точно фокусироваться на объекте съёмке. Если при фокусировке в фокусе оказывается объект, находящийся за объектом фокусировки, такое явление называется бэк-фокус. Когда в фокусе оказывается объект перед объектом фокусировки — это фронт-фокус.

Для проверки фокусировки объектива применяется специальная таблица.

  1. положить таблицу на горизонтальную поверхность;
  2. установить фотоаппарат на штатив таким образом, чтобы оптическая ось объектива находилась под углом приблизительно 45 градусов к таблице (расстояние до таблицы определяется визуально, чтобы она полностью поместилась в кадр);
  3. установить минимальное значение ISO, диафрагму максимально открыть;
  4. сфокусироваться на чёрной линии посередине таблицы;
  5. сделать несколько снимков.

Проверка зум-объективов производится на минимальном, среднем и максимальном фокусных расстояниях.

В результате получается такой снимок:

Примеры исправного и неисправного объектива:



Кроме того, по этим снимкам можно оценить хроматические аберрации объектива. Хроматические аберрации возникают из-за дисперсии света — световые волны с разной длиной волны, проходя через линзы, преломляются под разными углами. На фотографиях они выглядят как цветные каёмки вокруг тёмных объектов на светлом фоне. Хроматические аберрации бывают поперечные и продольные.

На фотографиях данной таблицы можно увидеть только продольные хроматические аберрации: в зоне фронт-фокуса на таблице заметны фиолетовые оттенки, в зоне бэк-фокуса — зеленоватые оттенки.

Поперечные хроматические аберрации можно видеть на фотографиях, на которых объекты расположены перпендикулярно оптической оси объектива.

Если нет возможности использовать таблицу, точность фокусировки можно проверить на любой ровной контрастной поверхности: лист бумаги с текстом, газета, журнал, календарь на стене. Фокусируясь на определённой части выбранной поверхности под углом 45 градусов, сделать несколько снимков. Результат фокусировки определяется по аналогии с проверкой при помощи таблицы, т.е. объект, на котором производилась фокусировка, должен находиться в зоне резкости.

Проверка резкости и дисторсии

Оптические характеристики объектива, такие как резкость и дисторсию, можно проверить при помощи специальной таблицы.

Для того, чтобы произвести проверку, необходимо:

  1. закрепить таблицу на стене;
  2. установить фотоаппарат на штатив на уровне таблицы таким образом, чтобы оптическая ось объектива была перпендикулярна плоскости таблицы (дистанцию выбрать так, чтобы таблица заполнила весь кадр);
  3. установить минимальное значение ISO, диафрагму максимально открыть, отключить стабилизатор изображения (если он есть);
  4. сфокусироваться на центральной части таблицы;
  5. сделать несколько снимков.

В результате получается подобный снимок:

Резкость полученного снимка проверяется по всей площади фотографии. На максимально открытой диафрагме наиболее выражены аберрации оптики, поэтому может быть заметно ухудшение резкости по краям кадра. Если объектив исправен, то падение резкости будет одинаковым во всех углах кадра. В том случае, если один край кадра оказывается значительно более резким, чем другой, это указывает на неисправность объектива.

Также этот снимок позволяет оценить дисторсию объектива, которая выражается в искажении формы объектов на фотографии. В идеале все прямые линии должны быть прямыми по всей площади кадра. У зум-объективов дисторсия наиболее заметна на меньших фокусных расстояниях.

Если сделать аналогичные снимки на различных значениях диафрагмы, то можно определить при каких значениях диафрагмы получаются наиболее чёткие фотографии.

Если условия не позволяют провести такой тест, проверить резкость объектива можно на листе бумаги, заполненном текстом, или другом объекте, заполняющем всю площадь кадра.

Подобные тесты позволяют определить явные неисправности и выбрать наиболее качественный объектив.

Доброго времени суток! С вами на связи, Тимур Мустаев. Ваш фотоаппарат – сложный механизм, состоящий из микросхем и технических узлов. Но, читатели, чтобы понимать, как с ним работать, хотя бы общее его устройство нужно знать.

Есть еще одна важная причина необходимости более полной информации о собственной камере – это возможность проверить ее функции и состояние в магазине, непосредственно перед покупкой.

Напоминаю, что в одной из статей мы уже занимались , но те советы касались в целом всего фотоаппарата. Давайте еще раз повторим, на какие важные аспекты работы техники стоит обратить внимание. Это:

  • Внешний вид (без царапин, пятен и т.д.);
  • Корректная работа всех автоматических и ручных настроек;
  • Точность и исправность фокусировки;
  • Количество “битых” пикселей.

Сегодня будет представлен более конкретный разбор: как проверить объектив перед покупкой.

Первичный осмотр

Взяв объектив в руки, внимательно посмотрите на него с разных сторон. Нет ли царапин, потертостей? Клеммы могут многое рассказать о том, использовался ли объектив когда-либо.

Даже на новенькой оптике может быть пара царапинок – нестрашно. А вот целая дорожка из них считается четким показателем постоянных манипуляций с фотоаппаратом и объективом.

Вмятины и трещины свидетельствуют о том, что объектив роняли или сильно ударяли по нему. Даже активная тряска очень негативно сказывается на внутренних настройках. Дополнительно проверьте винты и крепления: деформации там появляются на тех экземплярах, которые уже побывали в ремонте.

Теперь обратите внимание на стекло. Под определенным углом к свету на нем (и за ним, внутри объектива) можно заметить ворсинки и пузырьки. Допускается малое их количество на технике. Маленькие царапины на передней линзе невредны для фотографии, в отличие от задней, которая ближе всего к матрице или пленке.

Внутри оптики всегда будет присутствовать пыль, защититься от нее полностью невозможно — так что не расстраивайтесь!

Настоятельно рекомендую не только окинуть взглядом ваше приобретение, но и активно все покрутить: все кольца должны хорошо вращаться, плавно, но не слишком свободно. И байонет на объективе (плюс внешняя вспышка и светофильтры), и объектив на камере должны крепиться на совесть.

Состояние электроники

Сюда относится проверка всех функций камеры. И чтобы это было проще и нагляднее сделать, сфотографируйте что-нибудь с разными настройками. Просмотрите меню, все режимы, включая ручной. В магазине не стоит стесняться спрашивать что-либо у консультанта и осуществлять самостоятельную проверку. Важно оценить качество работы:

  1. (ББ) и цветопередачи.

Эти основные показатели должны работать соответственно своему назначению. Так, диафрагменные лепестки должны открывать или закрывать отверстие объектива в зависимости от выставленного значения и влиять на видимость объектов в кадре.

Выдержка должна уметь замораживать движение и предметы в кадре, делая их резкими и четкими, или же размывать. Повышение или понижение ИСО должно оказывать влияние на освещенность кадра, а ББ правильно передавать цвета и оттенки реальности.

Тестирование фокусировки

Несомненно, фокусировка играет не последнюю роль в создании картинки высокого уровня. Фокусировка позволяет выделить нужный объект и сделать его максимально четким, при этом остальное может быть размытым и являться лишь фоном. И она должна работать правильно: именно та точка, область, куда попадает фокус, и должна быть в резкости, отчетливой и с различимыми деталями.

Можно говорить о двух типах смещенного фокуса, которые встречаются у фотоаппаратов. Бэк-фокус обозначает задний фокус, а фронт – передний. Следовательно, при наведении точки фокусировки на предмет, эта точка (или область) смещается и оказывается позади или спереди, но не на самом объекте. А раз изменился фокус, значит, стала совершенно иной глубина резкости.

Чтобы проверить этот параметр, нужно навести камеру на , имеющую шкалу. И сфотографировать ее на открытой диафрагме, стабилизатор выключен, а фотоаппарат ставится на штатив. Для точности оценки изображение лучше изучить в увеличенном масштабе на компьютере.

Различным объективам свойственны свои, большие или меньшие, погрешности фокуса. По шкале вы должны оценить, насколько делений объектив не попал в нужную точку.
Если в реальной съемке объект находится далеко, то иногда идеально точно сфокусироваться на него просто невозможно. И возникает, например, передний фокус, тогда главный герой фотографии становится если и не размытым, то не вполне четким при скрупулезном рассматривании.

В принципе, это нельзя назвать ошибкой, но бывают случаи более печальные, с серьезными отклонениями от нормы. Поэтому и авто, и ручной режим объектива на бэк (фронт) фокус проверяйте обязательно.

“Болезни” объектива

Объективы несовершенны. И в силу того что они не могут сравниться с устройством человеческого глаза, то обладают некими проблемами в восприятии. Чаще всего говорят о двух видах аберрации:

  • геометрические;
  • цветовые искажения на изображении.

В первом варианте прямые линии на итоговом кадре могут получиться вогнутыми и выпуклыми, что особенно характерно широкоугольным объективам.

В другом виде цвета подвергаются таким изменениям, что появляются некие сине-фиолетовые ореолы вокруг объектов с высоким контрастом.

Иногда дополнительно появляется эффект виньетирования, когда края кадра кажутся слегка затемненными. В силу слишком закрытой диафрагмы, на углы фотографии света попадает мало, отсюда эти участки будут темными по сравнению с остальными.

Проверить ”болезни” довольно просто. Не нужно искать какие-то специальные изображения, на обычных снимках все будет хорошо видно. Сфотографируйте здания, удаленные на определенное расстояние от вас. Вы заметите, что их стены не являются идеальными прямыми.

Чтобы посмотреть хроматические аберрации, достаточно сделать кадр чего-либо на фоне яркого неба или другого источника света. Приблизите кадр и увидите цветное свечение объекта, которого на самом деле нет, оно лишь на фото.

Отдельная история касается ситуации, когда объектив покупается с рук, то есть б/у. Здесь все описанные пункты также обязательны к выполнению, проверка должна быть еще более тщательной, чтобы избежать в будущем неприятных сюрпризов. При этом придираться все же нужно в меру, ведь вы прекрасно понимаете, что оптикой уже пользовались, возможно, не один месяц и даже год.

Серьезную помощь в защите вашего объектива от пыли, грязи, царапин и попадания большого количества солнечных лучей вам окажет специальный фильтр. Я лично почти сразу после покупки приобрел УФ-фильтр и не жалею. Он прозрачный, на цвета изображения никак не влияет, абсолютно не мешает. С ним моя оптика чувствует себя прекрасно и всегда чистенькая.

Продолжая данную тему, хочу вам посоветовать, отличный курс, который зарекомендовал себя среди фотографов. Он специально предназначен для новичков, для тех, кто только начинает осваивать основы фотографии. В нем собраны практические советы по настройке и использования зеркальной фототехники. Называется он «Моя первая ЗЕРКАЛКА ».

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для приверженцев зеркального фотоаппарата CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для приверженцев зеркального фотоаппарата NIKON.

На этом говорю, до свидания. Всем пока! Заходите на мой блог, подписывайтесь и скоро вас ожидают новые интересные статьи!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Итак, вы до дури начитались отзывов про объективы, определились с выбором, собрали нужную сумму денег и направились в магазин. И прежде чем сказать продавцу сладкое для него слово "Беру", давайте поговорим про те вещи, на которые стоит обратить внимание при покупке. Идя в магазин обязательно возьмите фотокамеру для которой покупаете объектив а так же по возможности штатив.

1) Прежде всего по возможности тестируйте несколько экземпляров. Возьмите объектив в руки и осмотрите внешний вид, на предмет царапин потертостей (бывали случаи, когда недобросовестные продавцы пытались продать экземпляры бывшие в использовании под видом новых).

2) Снимите защитные крышки и посмотрите через объектив на просвет, нет ли внутри пыли (нам не нужен новый объектив с пылью внутри), так же посмотрите нет ли посторонних вкраплений в стекло или пузырьков.

3) Повращайте кольца объектива, если это зум объектив повращайте кольцо трансфокатора (зума), кольцо должно ходить плавно, возможно туго, но плавно, без рывков и люфтов. Также повращайте кольцо ручной фокусировки !!!Предварительно поставив фокусировку в ручной режим!!! (см рисунок)

4) Оденьте объектив на камеру установите переключатель фокусировки в режим авто. Сделайте несколько тестовых фото, просто так "в воздух", прислушиваясь как работает привод автофокуса. Звук привода должен быть одинаковым при каждом новом наведении на резкость, без всяких щелчков.

5) Следующим шагом, будем проверять объектив на наличие фронт фокуса и бэк фокуса . Во первых что это такое? Это ошибка фокусировки при которой камера фокусируется за тот предмет, на который была сделана фокусировка (бэк фокус ) или камера сфокусировалась перед тем предметом, на который была сделана фокусировка (фронт фокус ). Виной тому может служить как сама фотокамера так и объектив. Данная напасть не является как таковым браком и лечится, но только юстировкой в сервис центре* . Но зачем лечить болезнь, когда ее можно предупредить?

* Некоторые фотокамеры последних моделей имеют функцию автоюстировки

Проверять будем следующим образом. Для начала скачайте отсюда мишень (Мишень в формате PDF ) для проверки и распечатайте ее на обычном принтере. Далее расположите мишень на ровной горизонтальной поверхности, например на витрине магазина, установите камеру на свой штатив (если такового не имеется то попросите у продавца ведь в 99% случаев там, где вы будете покупать объектив будут и штативы). Расположите камеру под углом 45 градусов к мишени. (см схему).

Далее установите на камере режим точечной автофокусировки по центру, а так же установите точечный замер экспозиции по центру (как это сделать посмотрите в руководстве по эксплуатации). Далее установите на камере режим приоритета диафрагмы, обычно это режим "А" или "Аv" на колесе выбора режимов. Установите максимально открытую диафрагму, поставив самое маленькое значение. Наведите центральную точку фокусировки на черную линию мишени расположенную посередине и сделайте несколько снимков. После каждого снимка сбейте фокус, прикрыв объектив ладонью и нажмите кнопку спуска до половины, затем заново сфокусируйтесь на черной линии и снимайте снова. Если вы тестируете зум объектив, то повторите данный трюк на разных фокусных расстояниях (на самом маленьком, на среднем и на длинном). Далее рассмотрите снимки на мониторе компьютера, монитор фотокамеры не годится каким бы большим он не был. Здесь 3 варианта а) вам дадут это сделать в магазине б) у вас собой ноутбук в) если нет ноутбука и продавец не разрешил воспользоваться их компьютером то идите тестировать домой или еще куда либо запомнив серийный номер тестируемого экземпляра (на случай подмены случайной или специальной).

Итак что мы смотрим на тестовых снимках. На первом снимке показана правильная работа автофокуса (целились в линию и резким вышло все что лежит в ее плоскости. На втором рисунке явный бэк фокус (целились в черную линию, а фокус оказался за ней). Ну и на 3-м снимке фронт фокус (фокус перед линией на которую мы целились). Если после нескольких тестовых снимков вы получаете результаты как на 2-м и 3-м рисунке, то от этого экземпляра лучше отказаться.